Виктор Олегович Пелевин — писатель. Он же наблюдатель, прошедший путь от скромного и вдохновлённого искателя до сурового реалиста. Он же философ, преломляющий наблюдения в литературном ключе. Одним словом, Виктор Олегович — это много кто и мало понятно, кто именно. Но это всегда, или почти всегда, притягательно.
«iPhuck10» (18+)
«… От имени добра стали говорить такие хари, что люди сами с удовольствием официально записывались во зло».
Первое, на что обращается фокус внимания, мат. В этой книге искусство мата, пестуемое автором, достигает вершины. Ажурно вплетенный в разговоры о вроде бы высоком, он цепляет контрапунктом. Особенно если принять во внимание, что разговоры ведутся компьютерным алгоритмом. С другой стороны, контент романа во многом эротический. Но с учётом алгоритма это выглядит, как если бы утюг начал рассуждать о ласках и тактильных ощущениях. С третьей стороны, роман — очередной показ идиотизма ток-шоу, превращённых в жвачку со вкусом агрессивной лояльности, с жёсткой цензурой и солидным баблом за участие. Ну и, как всегда у Виктора Олеговича, роман о неизбывной пустоте.
«Тайные виды на гору Фудзи» (18+)
«… Нарратив. Запомни, Таня, это страшное слово — я к нему еще много раз вернусь».
Пожалуй, главная особенность книги — аллюзии в сторону классики, и конкретно «Евгения Онегина». Однако, поскольку побеждает феминизм, то пишет уже не Татьяна, пишут Татьяне. Пишет ей олигарх по имени Федя. Отчитывается, как он по пути ламы через четыре джаны чуть в нирвану не угодил, да вовремя спасся. Как всегда, у автора вкусны диалоги, полные ярких сравнений и нетипичной лексики. Диалоги с актуальной повесткой дня. Правда, вся актуальность — это лишь слова, прущие из каждого утюга и в одной тональности — отфильтрованной по фэншую заданного политического дискурса. Ежели сказать прямее и образнее, то так: кто бенефициар, тот и фэншуит, а кто мимо — того фэншуят.
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»(18+)
«… Лишь тот достоин жизни и свободы, кому дают финансовый ресурс».
От «Лампы Мафусаила…» повеяло старым добрым Виктором Олеговичем, где окружающее преломляется через опознавательные знаки дня: доллары, ФСБ, ФРС, наркотики, масоны, геи, либералы, хипстеры, кризис, вата, лояльность, рептилоиды, Сирия, мода на бородатость, ламберсексуальность, шпионаж электронных устройств и т.д. Но всё собрано с явной мыслью: разложи по полочкам сам, как тебе нравится. Реши, куда — эфэсбэшников, а куда рептилоидов. «Лампа...» окунает в историю (точнее, в её литературные версии), впадает в формат псевдо-нон-фикшн, уходит в самоиронию и временами напоминает телебред шокирующих гипотез.