Елена Зайнулина украшает храмы к празднику, она — храмовый флорист.
Флорист — специальность творческая. А «храмовая флористика» вообще из разряда «дар небес»… Как нарядить Богородицу в самый прекрасный живой букет и при этом соблюсти все каноны и правила? Почему в процессе украшения храма важно сохранять внутреннюю тишину? А еще о поисках веры, себя в вере и смысле жизни мы поговорили с Еленой, когда она украшала Казанский храм, что на улице Промышленной, к престольному празднику.
— Елена, флорист — ваша основная специальность?
— Нет, моя первая специальность далека от цветов. В своё время я закончила училище № 37 и долгое время работала на предприятии швеёй. Потом случились лихие 90-е, нас всех сократили. И одна из моих подруг пригласила меня своей сменщицей в цветочный киоск. Надо сказать, что до этого дня к цветам я была равнодушна, дома даже воду в вазах забывала менять. Но та первая смена перевернула во мне всё. Я вдруг поняла, что они живые, что их нужно любить, разговаривать с ними. Домой я пришла очень уставшая, но совершенно счастливая.
— С чего начинался ваш путь к вере и к Богу?
— Как и у многих, через страшные муки, горе и боль… Сначала случился тяжелый разрыв с мужем. Я искала смысл жизни, увлекалась разными духовными практиками, потом знакомая пригласила в религиозный кружок. Хорошо помню — пели, танцевали, хлопали в ладоши, всё так весело, а на душе — пустота и боль. Домой приходила и плакала в подушку. Потом был поиск смыслов и себя. Какое-то время я жила в Екатеринбурге. Там работала в большом цветочном салоне. Начальница попалась отличная, нас отправляли на семинары, учебу, я получила большой опыт и защитила диплом по направлению «коммерческая флористика».
— Почему решили вернуться в Новоуральск?
— Сильно заболела мама. Еще до отъезда в Екатеринбург у меня случилась беда — серьезно заболел младший сын. И вот тогда, помню, я побежала в храм Серафима Саровского. Был праздник иконы Богородицы «Троеручица», я только подошла к иконе, и у меня случился водопад слез. Как маме родной, Богородице я выплакала всю боль до донышка.
Батюшки меня успокоили, дали молитвы с собой и сказали, чтобы готовилась к исповеди. Я человек увлекающийся, эмоциональный, готовилась пламенно. Вышла после чистки духовной из храма, села на лавочку и поняла, что всё будет хорошо. Физически почувствовала, что за мной или передо мной стоит армия духовная, я не одна. Это даже словами не передать… Ребенок в реанимации, а я сижу и улыбаюсь — такое состояние было.
— И с тех пор храм для вас второй дом?
— Если бы так! Потом я пошла дальше шишки набивать и смыслы искать. Но почему-то сейчас мне кажется, что всё происходило как и должно было быть. Какое-то время из-за отсутствия работы я работала администратором на игровых автоматах. Видела, как старички разменивали квартиры на меньшие и разницу проигрывали в автоматах.
Видела, каким страшным бывает азарт, до сумасшествия… Когда жила в Екатеринбурге, тоже ходила в храм, но, конечно, прихожанкой стала, только когда вернулась в город и пришла на исповедь к отцу Нестеру, настоятелю храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
— А помните, как в первый раз украсили храм к празднику?
— Были слабые попытки создать красоту, но моя первая Пасха, когда я преобразила храм, случилась в прошлом году. Батюшка Димитрий в Казанском храме рассказал, что цвет Пасхи красный, сам заказал огромное количество цветов, а я углубилась в интернет-сообщества и натолкнулась в Одноклассниках на группу флористов, которые украшают Дивеевский монастырь к праздникам.
Это было так необычно, но сестра Ольга мне в подробностях рассказала, как скреплять цветы, как букеты и венки сделать долговечными — все-все секреты мне раскрыла без утайки! Немного и мой личный опыт помог, но главное, я считаю, это помощь Богородицы. Я даже не думала как и что, просто делала.
— Елена, что вы чувствуете, украшая храм? Что вам это даёт?
— Чтобы украсить храм к празднику, нужно не меньше двух световых дней, двух смен. Подготовить, обработать цветы, сделать заготовки для крепления, нужен определенный рисунок — эскиз, как должен выглядеть храм, чтобы было красиво, но не пестро… А что мне это дает, я не сформулирую красиво. Вот недавно с помощницей Татьяной и алтарником Александром Алексеевичем мы украшали наш Казанский храм к празднику Покрова Богородицы. Устали, конечно, спины мокрые, смотрю на людей в храме, а они какие-то другие, как будто в замедленном кино, а у меня на душе ангелы поют.
Возможно, именно так человек и чувствует благодать — любовь Бога к себе. Может быть, а может и нет, но я без храма точно уже не смогу. Для меня теперь Казанский — моя семья. И батюшка Димитрий у нас такой добрый, любит нас всех. И знаете, у меня четкое понимание есть — храм без меня сможет, я без него — нет…