«Нейва» побывала на тренировке «особых» футболистов и узнала, возможен ли спорт в жизни детей с ментальными нарушениями.
Этой осенью в Новоуральске открылась секция «особого» футбола. Спорт для детей с аутизмом, синдромом Дауна, задержкой психического развития и ДЦП — это новый для Новоуральска опыт. Занятия проводятся в ФОКе. Здесь на один час два раза в неделю ребята учатся забывать о своих диагнозах.
10 ударов за полминуты
За 15 минут до начала тренировки в просторном светлом зале ФОКа — уже шумно. Из коридора видно, как ребята в желтых футболках лихо посылают в ворота мячи, и слышно, как они бурно радуются, когда те прилетают в цель.
«Это точно тренировка для особых детей?» — мелькает у меня мысль, когда я насчитываю 10 уверенных ударов мячей о стену за 30 секунд.
— Это тренировка особых футболистов? Я опоздала?
В маленький коридор забегает девушка с пунцовыми щеками и, не дождавшись ответа, устремляется в зал.
Ей машет и улыбается молодой мужчина в черном. Позже я узнаю, что это Павел Иванов — заведующий спортбазой «Айсберг», тренер «особой» команды и сам большой любитель футбола. А пунцовая девушка — волонтер медколледжа. На тренировке она впервые. Как и я.
Такого в Новоуральске не было
На скамеечках вдоль одной из стен сидят родители футболистов. Некоторые оживленно общаются между собой, другие внимательно следят за ребятами.
— Таких секций для наших детей в городе не было, только в мячик во дворе играли, — почти непринужденно рассказывает мама с телефоном, заряженным на съемку видео. Почти — потому что одну из желтых футболок выпустить из поля зрения надолго никак не получается. Видимо, по привычке.
Проект секции «особого» футбола — это детище екатеринбургской футбольной школы Union, действующей при благотворительном фонде «Мы», который и выступил инициатором проекта.
В Екатеринбурге дети с ментальными нарушениями занимаются футболом уже три года. В Новоуральске проект стартовал только этой осенью и будет продолжаться полтора сезона — до декабря 2022 года с перерывом на лето.
Тренировки полностью бесплатны. По словам куратора городского филиала Павла Бунеску, все необходимое (форма, инвентарь и др.) закупалось на средства гранта Фонда Владимира Потанина, который школа Union выиграла на два филиала — в Екатеринбурге и в Новоуральске.
Хорошо, когда хорошо устал
За пять минут до начала тренировки уже две мамы достают телефоны и снимают, как ребята по очереди забивают каждый свой гол. Футбол здесь — не командная игра, к которой мы все привыкли. Каждый бегает со своим мячом.
Мамы стесняются фотографироваться, но на условиях анонимности охотно рассказывают о том, что значат тренировки для их детей.
— Ходят сюда с удовольствием и очень ждут занятий. Уже в 9 утра мой начинает спрашивать: «Когда? Когда?» Боится опоздать. Здесь они устают, конечно, но это хорошая усталость. Обычно дети очень эмоциональные, а здесь все эмоции сбрасывают. Два часа спокойствия после тренировки нам точно гарантированы.
У ребят, тренирующихся здесь, есть какой-либо диагноз — синдром Дауна, ДЦП, аутизм и др., из-за которого в обычные спортивные секции им путь закрыт. Там для них слишком большая нагрузка.
«Особый» футбол, по словам Павла Бунеску, — это все-таки не про спорт в смысле достижений. В основном проект направлен на социализацию. Здесь ребята могут пообщаться друг с другом, научиться слушать тренера и работать в коллективе. А родители в это время могут отдохнуть.
По своей программе
По свистку почти все футболисты — а их на тренировке сегодня 12 из 25-ти — выстраиваются в шеренгу, готовые к разминке, которую будет проводить Максим Щипанов, директор футбольной школы Union. Он и тренер екатеринбургской команды Александр Суворов приезжают в Новоуральск на каждое занятие.
11 ребят разминаются, старательно выполняя каждое упражнение, и только один темноволосый мальчик работает по своей программе. Первые 20 секунд помогает тренеру, демонстрируя остальным, как надо разминать кисти рук, а потом спохватывается и со всех ног мчится в коридор.
Вращения локтями и разминка стоп проходят без него. Когда дело доходит до коленных суставов, мальчик возникает снова — уже с мячом-«арбузом» в зубах.
— Тимофей, мы тут разминаемся, — как бы между прочим напоминает Максим. — Ты чего «арбуз» во рту держишь, он же грязный?
Тимофей только улыбается и нарезает вокруг Максима круги. Мячик никто не отбирает: все понимают — у Тимофея много важных дел. Раздать «арбузы» из сетки. Отжаться, пока все пожимают плечами. Сбегать за ключом от тренерской к Паше Бунеску... В перерыве между делами можно и по мячу пару раз ударить. Но это неточно: вдруг уже пора будет выдавать другой инвентарь!
Несмотря на выкрутасы тела
— Мы стараемся сделать так, чтобы дети выполняли все упражнения без участия родителей, — рассказывает Павел Бунеску. — Хотим дать им побольше свободы и поводов для общения с чужими людьми.
Родителей в тренировочный процесс стараются не вовлекать, но вообще-то взрослые здесь не лишние. Максим, Александр и два Павла нарасхват: каждому ребенку требуется внимание — обнять, подержать за руку, поговорить, улыбнуться, помочь, подхватить, подбодрить, успокоить. Поэтому на тренировки приходят волонтеры медколледжа.
Есть ребята, которые очень бодро бегают по залу с мячом, и наблюдателю со стороны может показаться, что их хоть сейчас отправляй в обычные секции. Но это только на первый взгляд.
Рядом с девушкой-волонтером, которая пришла на тренировку в первый раз, бежит светловолосый мальчик. На его лице сияет широкая улыбка, а сам он издает, как мне кажется, радостные звуки. Но мама, которая наблюдает за сыном с трибуны, почему-то настораживается.
«Ты чего визжишь?» — озабоченно спрашивает она. И, считав что-то особенное в лице сына, добавляет: «Давай-ка просто потихоньку беги, не торопись. Если нужно, водички попей».
Волонтер, которая все время держит мальчишку за руку, сбавляет темп. А я осознаю, насколько важно быть внимательным к особенным реакциям ребят — я и не заметила, что он на самом деле устал.
Девушки-волонтеры оказывают в основном моральную поддержку ребятам без явных двигательных нарушений. Но мальчику с ДЦП Денису требуется особая помощь, поэтому с ним всю тренировку занимается взрослый сильный мужчина Семен, тоже волонтер.
Характер у Дениса спокойный, взгляд вдумчивый, а вот тело — всегда в каком-то движении, и потому он не так ловко, как многие другие ребята, преодолевает полосу тренировочных препятствий.
Но Денис кажется очень терпеливым и последовательным, и благодаря поддержке Семена ему тоже удается загнать мяч в ворота, несмотря на все выкрутасы тела.
«Дыши» и «дай пять»
— Пьем водичку! Строимся в шеренгу!
До конца занятия 10 минут, и Павел Иванов свистит в свисток, собирая ребят на «заминку». Кто-то из них прилично устал, и родители помогают собраться с силами и завершить тренировку.
— Дыши. Вдох — раз-два. Выдох — три-четыре, — ровным тоном напоминает мама черноволосому мальчику с вытянутым лицом. Растирает ему плечи, дает глотнуть водички — и дышит вместе с ним.
Вечно занятый Тимофей в это время разыскивает по залу «убежавшие» мячи, чтобы «заточить» их обратно в сетку.
Помощник Дениса с улыбкой рассказывает его маме о том, как прошла тренировка. Мама внимательно слушает, а затем успокаивает танцующие руки сына в своих руках и нежно целует его в макушку.
— …Семь-восемь… Закончили! — командует Максим Щипанов.
Тренеры и футболисты собираются в круг, устраивают традиционные обнимашки и дают друг друг «пять», отмечая общий успех, — как настоящие футболисты, забившие гол несмотря ни на что. А потом расходятся по домам — хорошо уставшие и очень спокойные, чтобы ждать следующей тренировки и уже в 9 утра спрашивать: «Когда? Когда?»