Так получилось, что наше интервью с Галиной Новиковой, заслуженным учителем России, бывшим начальником Управления образования, пришлось на день 200-летия великого поэта Николая Алексеевича Некрасова. И, конечно, наш разговор с Галиной Михайловной начался именно с этого факта.
— ...Читаю сегодня с утра Некрасова, мысленно общаюсь с ним. Писатель пишет: «Умру я скоро, жалкое наследство, о Родина, оставлю я тебе!» Гений… Простой русский гений так думал о себе, переживал, что мало сделал для потомков… Кто думает так сегодня о себе, кто беспокоится о душах грядущих поколений?!
Да, можно сказать, сейчас — другая эпоха, век компьютерных технологий, но лишь бы не было слишком больно за бесцельно прожитую жизнь, за то, что не успели, не отдали, не зажгли… В чем роль учителя сегодня? Выставить баллы в сетевой дневник?
— Галина Михайловна, знаю, что вы уже не первый год в разных школах готовите одиннадцатиклассников к итоговому сочинению. Что вами движет? Душа болит за молодежь?
— Трудно это объяснить кому-то, тем более себе, почему хожу. Я не утратила интереса к жизни, к литературе, не выключила тумблер, как говорят мои близкие…
И мне по-прежнему хочется отдавать детям знания, нравится с ними беседовать. Хотя очень огорчаюсь, когда выпускники не могут отличить Базарова от Болконского, а уж если я спрошу, кто был главнокомандующим в Бородинском сражении, слышу Петра Первого или Николая Второго. Тут уж не знаю, плакать или смеяться.
Мне говорят коллеги: «Галина Михална, да брось ты всё это, сейчас дети нажимают кнопку, и кнопка им рассказывает. Она их учитель и кумир!»
А я уверена, что компьютер может лишь дополнить и развить. Когда учитель заходит в класс и закрывает за собой дверь, он остается один на один с настоящим, и только он, учитель, в ответе за будущее страны, никто этого не отменял.
Знания должны быть получены, присвоены, применены на практике ребенком, а каким образом их даст учитель — это дело десятое.
— Вы сейчас просто выразили боль всех родителей страны. Еще и дистант вычеркнул два года учебы у наших детей.
— Дистант обнажил все беды современного образования. Достойные учителя-стажисты не выдержали компьютерных нагрузок, плюс слабое здоровье. Огромное количество учителей ушли на пенсию.
Детям, которые и без того не слишком мотивированы на учебу, совсем стало тяжело учиться. Процесса обучения нет — галопом по всем темам пробежали и как-нибудь окончили год!
— Дистант многими воспринимается как неизбежное зло, но во время пандемии без него было не обойтись, и все это понимали. Возможно, потом всё вернется?
— Вера, конечно, великая вещь. Но началось-то всё не с дистанта, а с чьей-то «умной» головы, решившей обозвать процесс воспитания и образования оказанием услуги населению.
Вот вы многодетная мама, вы ведете своего семилетнего сыночка с горящими глазами с надеждой, что сейчас классная мама его обучит, наполнит, вдохновит, воспитает в нем личность и сделает счастливым в конце концов…
А оказывается, это всего лишь услуга. Хороша услуга на 11 лет!.. Скажите мне, для чего человеку знания?
— Ну, наверное, для того, чтобы перед собственными детьми стыдно не было. Чтобы они выросли умнее и лучше меня...
— Вы счастливый человек, не переставайте учиться, Лена, не переставайте! Главная задача учителя — помочь человеку открыть себя, открыть свою индивидуальность, а через себя познать мир, и это возможно только через системные знания, фундаментальные.
Когда-то Альберт Эйнштейн сказал о сегодняшнем дне: «Если технологии будут развиваться таким же темпом, то очень скоро мы получим поколение идиотов». Цитата дословная, хотя, возможно, слишком жесткая, но мысль верна — мозговую мышцу нужно тренировать всегда.
Самое страшное для любого человека — это леность мозга, нельзя этого допустить.
— Вы верите, что отношение к знаниям, к учителям может измениться? Ведь дети сейчас совсем другие, не советского образца.
— Дети всегда дети, и их нужно удивить, заинтересовать и повести за собой. Это возможно всегда! Конечно, они не такие, это дети поколения «Z». У них, безусловно, другая ментальность.
Эти дети очень целеустремленные, они способны быстро усвоить и переработать огромное количество информации, они теперь учат отцов, и часто дети умнее нас.
Но, по моему наблюдению, дети нового поколения всё же обеднены, у них не развиты чувства ответственности, сострадания, любви к Родине, к своей семье… А чувства — это врата разума. Чувства, сердце, душа — это всё, за что и отвечают литература, история, культура. Всё это сейчас не востребовано и как будто стало лишним, ненужным.
— О добром учителе замолвим словечко, мне почему-то жаль наших учителей.
— А как мне жаль учителей, вы себе даже не представляете! У них сегодня непомерные нагрузки: 36 учебных часов в неделю, то есть шесть уроков шесть дней в неделю… Где им черпать вдохновение? Где им просто силы брать?
Добавьте к этому документы, отчеты, проверку домашних заданий, и вы получите «шахтера», который не выглядывает из своей учительской «шахты» месяцами!
Вот только зарплаты у учителей не шахтерские совсем, и это еще одна беда, по причине которой мы по всей стране имеем большой дефицит учителей, настоящий голод педагогических кадров.
Кто виноват, спросите? Система обезличивания школы. Нужно дать госстандарт — пожалуйста, три балла в сетевой дневник! На проверку знаний детей заложено 35% всего учебного процесса. А проверять-то что?
Результат мы видим — родители сердиты на учителя, они половину уроков проходят дома вместе с детьми, а кто не проходит, тот проходит мимо… Учитель перестал смотреть ребенку в глаза, ему не до того! А ребенка нужно понять, принять, нужно добиться взаимоуважения, чтобы выстроить процесс.
— В этом году школа № 40 и городская гимназия отмечают юбилейные даты. Вашим коллегам и детям будут приятны напутственные слова...
— Эпоха сложная, время непростое, но школа была и будет всегда! Нам и сегодня есть чем гордиться — команда страны занимает первые места в международной олимпиаде школьников по математике и другим направлениям. Наши дети и учителя — по-прежнему самые лучшие.
Дорогие мои коллеги, не теряйте веру в себя, в своё высшее предназначение, и тогда вам под силу горы свернуть!
Современная поэтесса Ольга Седакова в одной из последних книг пишет: «В каждом из нас есть бесформенное, безымянное чудовище, и надо вести с ним постоянную борьбу. Это тяжелая работа — обезвреживание посредственности в себе!» Миссия учителя — постоянная борьба с собственной загруженностью, с системой, и главная — за сердца наших детей. Эту битву мы не имеем права проиграть!