Корреспондент «Нейвы» Евгений Серебряков решил на один день стать ювелиром.
Корреспонденты «Нейвы» столько раз уже демонстрировали свои таланты на ином поприще — меняли род деятельности и делились опытом с читателями, что мне наконец стало стыдно: я-то ни в чем подобном замечен до сих пор не был. Так что, вспомнив, что в дипломе у меня написано «искусствовед-культуролог», я направил свои стопы в сторону прекрасного. Хоть не музея, но тоже весьма интересного места — мастерской народных художественных промыслов «Золотые традиции».
Из журналистов в подмастерья
Выбор был не случаен — с «Нейвой» мастерскую и лично ее исполнительного директора Елену Иванькович связывают годы успешного сотрудничества. Прекрасные ювелирные украшения, которые получали когда-то наши читатели на «Нейвинских встречах», — заслуга мастеров из «Золотых традиций».
Сегодня здесь, помимо прочего, активно развиваются художественные промыслы: изделия из драгметаллов и уральских камней пользуются большим успехом не только у обычных покупателей, но и у участников крупных форумов специалистов вроде «Большого Урала». И даже в столице, на всероссийской выставке «Ладья», они достойно представлены.
Ну вот, согласие достигнуто: мастер-ювелир Владимир Иванькович, он же основатель дела и инициатор всего, что происходит в «Золотых традициях», решился взять меня в подмастерья.
Инструктаж от мастера-ювелира «Золотых традиций» Владимира Иваньковича
Помещение небольшое, из радиоприемника тихонько звучит музыка группы Queen. За столами, склонившись над работой, сидят кудесники-ювелиры. Анастасия Тюленева специализируется на изготовлении цепей. Бывает, в интернете находит модель, а то придумает свой, необычный авторский дизайн. Больше 20 лет трудится в мастерской Владимир Аленычев: он работает в основном по заказам населения и ремонтирует ювелирные изделия — здесь еще, оказывается, и ювелирный сервисный центр!
Что ж, мне за ними, понятно, не угнаться. А вот освоить хотя бы пару операций, изготавливая какую-нибудь сувенирку, можно. Оглядываюсь по сторонам — всюду разложены детали из бронзы и латуни, пугают своей недоступностью для понимания инструменты и станки. Ага, вот и Владимир Иванькович — предлагает мне поработать над фигуркой Бабы Яги. Очень тонкая работа. Как же я с ней управлюсь?..
Для екатеринбургского байк-клуба «Чёрные ножи» наши ювелиры сейчас выполняют заказ по пряжкам для ремней
Из глины — в произведение искусства
Практически вся сувенирная продукция, что выходит из мастерской «Золотые традиции», изначально рождается в воображении художника Евгения Панова (вообще-то он трудится в одной из «дочек» УЭХК, а здесь мы видим то, что человек делает для души). Он лепит модель из полимерной глины, затем с нее снимают резиновую копию… Впрочем, сейчас я все дальнейшие операции попробую проделать сам, под присмотром Владимира Иваньковича.
Сначала нам предстоит отлить восковую модель — горячий воск из инжектора под давлением проникает в специальную резиновую форму. Достаем фигурку, формуем уже в специальной смеси и отправляем в муфельную печь. Там в течение нескольких часов обычно изделие остается — из него должен вытопиться весь воск и остаться пустая форма. А нам пока предстоит подготовить из лома металла заготовку для заливки.
Начальник производства Любовь Ращектаева (говорят, на ней тут все держится) выдает мне бронзовую заготовку, и приступаем!Владимир Иванькович дает мастер-класс
Бережно, стараясь не качнуть как-нибудь тигель в сторону, заливаю форму (в детстве все ведь, наверное, разбивали за гаражами старые аккумуляторы и отливали солдатиков из свинца?!).
«Массаж» для Бабы Яги
Ну а теперь пусть нам послужит ненавистная со школы химия — реактивы должны немного затемнить определенные места фигурки. И Баба Яга отправляется на «массаж» — полируем ее на специальном станке. Ступа и коряга уже прошли все процедуры, и композиция легко собирается на подставке из красивейшего куска родонита. Шедевр! Вроде и мастер мною доволен — отлично потрудились!
P.S.
Что сказать... Работа ювелира — не сахар! Но в ней есть что-то настоящее, уходящее по ощущениям в дремучую древность, когда люди начали осознавать свою потребность не только в еде.
Может быть, в этот момент и проявилась в них живая, бессмертная душа?.. А художники, скульпторы смогли выразить ее в каких-то сначала очень простых бытовых вещах. Прошли века... И вот теперь мы наслаждаемся уже не утилитарной, но чистой красотой — произведениями искусства!
Я счастлив, что сумел прикоснуться к этому чуду созидания. Это настоящий восторг, испытать который я хоть в какой-то мере желаю каждому!