Lifestyle

Lifestyle

«На сцене нужны живой звук и живые глаза»: Марина Дудина – об учениках, фестивале «Новая волна» и принципах обучения пению

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как часто мы, восхищаясь знаменитыми артистами, забываем о тех, кто привёл их к успеху! Марине Дудиной, педагогу по вокалу и руководителю «Школы вокала» ДК «Новоуральский», повезло — её имя хорошо известно поклонникам эстрадного жанра, её учениками гордятся новоуральцы. Давайте познакомимся с ней поближе.

 

— Марина, прежде чем заняться воспитанием молодых талантов, вы ведь и сами постигали азы мастерства. Расскажите, как и где вы обучались профессии.

— Для меня обучение музыке началось в пять лет. Кстати, мама была против: кривой позвоночник, испорченные нервы и отсутствие свободного времени — чего уж, все это входит в список перспектив музыкального образования. Но я уже тогда была упрямой и ушла на приемный экзамен в «музыкалку» с бабушкой моей подружки прямо из детского сада.

После школы было училище им. Чайковского и консерватория в Екатеринбурге. Моя специальность — «хоровое дирижирование».

Пение в большом хоре — настоящая магия, но в 90-х стало понятно, что «коллективизация» в искусстве уже неинтересна детям нового времени. Работа с ними началась в школе № 49 и ДК УЭХК.

 

— Вы стали хорошо известны в городе как руководитель группы «Лига». Как складывался этот популярный проект?

— Микс-группа «Лига» сначала была эстрадным хором из 25 человек. У нас был свой хореограф, фонограмма и даже авторская музыка Елены Максимовой. Мы выступали с концертной программой на сцене театра! Казалось, вау, мы — модные, изобретаем новое творчество!

А после концерта ко мне подошел заслуженный артист России Александр Хорст, усадил в кресло напротив и сказал: «Ты идешь не туда. Такого искусства не бывает!». «Как не бывает? Вот же концерт, зал, успех…».

В общем, дальше мы говорили о том, что дети не могут петь под фонограмму, не должны. Нельзя имитировать пение, а движения должно быть ровно столько, чтоб не мешать певческому дыханию. То есть надо разворачиваться и начинать по новой. Слава Богу, что был такой разговор и такой человек!

 

— И тогда началась новая «Лига»?

— Да, и началась она с персональных микрофонов, разделения на певца, бэк-вокалистов и танцевальную группу. У нас появились классные аранжировки Анатолия Вохмянина и хореографические постановки номеров от Олега Кривоноса. Все в группе менялись ролями, и мы решили, что это интересный зрителю микс.

И был еще один важный момент — артисту нужны телевизионный эфир и тестирование на популярность. Знаковым проектом для микс-группы «Лига» стал «Хит-парад 5+», еженедельное детское шоу на областном телевидении. Вот где была настоящая конкуренция, азарт, желание победить!

ОТВ тогда стало крепким стартом и для будущих телевизионных эфиров нашей группы уже на центральных московских каналах.

Кстати, в нашем коллективе на тот момент занимался один 12-летний мальчик. Мы приезжали на конкурс, надевали концертные костюмы, распевались, и он исчезал в кулисах. Не отрываясь, отслеживал все выступления и потом мог с блеском проанализировать каждое! Такой хватки не было даже у меня. А у него была. Его имя — Александр Колмогоров, сегодня он — солист Театра музыки, драмы и комедии.

 

— Практически все участники микс-группы «Лига» впоследствии избрали творческую карьеру. Вы как-то влияли на их выбор?

— Всем своим ученикам я говорю: никаких творческих вузов! Но, видимо, тихо говорю. А если серьезно, считаю, что вокалист должен учиться ежедневно, постоянно и прежде всего самостоятельно. Это тяжелая практика, и успех, к сожалению, редко зависит от трудоспособности. Поэтому эстрадный вокалист должен получать образование в столице, искать любую возможность для выступлений, чтоб заметили, присмотрелись, позвали. Ну и стараться попадать на телевидение.

Я, конечно, не буду скрывать, что горжусь, своими учениками, за плечами которых — ГИТИС и Институт современного искусства. Хотя и теми, кто выходит на сцену без диплома, горжусь не меньше.

 

— Но группа стала для ребят хорошей стартовой площадкой, правда?

— Да. Очень счастливый период в моей жизни связан с многолетним сотрудничеством с международным конкурсом эстрадных исполнителей «Новая волна». Первой заявиться туда попробовала Евгения Благова — попала в первую сотню, и нас пригласили на московский полуфинал. Кстати, в тот раз наша Женя пробовала свои силы вместе с Тиной Кароль, Полиной Гагариной, Юрием Титовым. Мы не прошли в финал в Юрмале, не было опыта.

На следующий год Женя вошла в заветную четверку, но именно с того года стали брать только троих. Не повезло? Ерунда, Женю запомнили и пригласили к сотрудничеству.

Второй «ласточкой» стал Иван Каллистов. Он пришел в «Лигу» уже взрослым, а через год занятий я услышала, что его цель — «Новая волна». Тогда я рассмеялась, но еще через год Иван стоял на сцене «Волны», а через три месяца его пригласили для сольных выступлений в команду известных на всю страну музыкантов.

— Успех Евгении Благовой в шоу «Голос» — как вы переживали за неё, подбадривали?

— Я не готовила Евгению к выступлению в «Голосе». К тому времени она уже начала жить и работать в Москве в качестве солистки Театра Алексея Рыбникова, солистки оркестра и даже преподавателя эстрадного факультета ГИТИСа. И хотя мы созванивались с ней, анализировали, вырабатывали стратегии, этот конкурс — личная победа Жени. Она, безусловно, очень талантлива, ее тембр узнаваем, а энергия, я уверена, всегда и у всех будет вызывать те самые мурашки.

— Сегодня у вас новые ученики. Насколько они напоминают вам прежних, готовы ли столь же целеустремлённо добиваться своих целей?

— Это взрослые люди, очень талантливые, со своей практикой выступлений, и приятно, что они выбрали меня. Плюс — ученики школы № 40, где для нас созданы очень благоприятные условия. Они, конечно, отличаются от «Лиги». И не потому, что время изменилось. Просто все всегда начинается по-другому и заново.

У нынешних моих учеников возможностей больше — для репетиций, записи в студии, концертных выступлений и песенных конкурсов. Да, они умеют работать в команде, но главный наш вектор — индивидуальная работа. Считаю, что именно этот навык мои ученики унесут в будущую жизнь, и неважно, где он реализуется — на сцене или в защите своего проекта.

 

— А есть у вас какие-то особые секреты преподавания?

— Я очень не люблю устаревшие методы обучения в эстрадном вокале, в то время как есть много новых — со всего мира и на расстоянии клика в ютубе. Не понимаю, когда детей заставляют выступать с ретрорепертуаром. Знаете, говорят, скажи мне, что ты поешь, и я скажу, сколько лет твоему преподавателю.

Да, нужно знать музыку прошлого. Слушать, повторять, подражать пению звезд, но со сцены говорить сегодняшним языком. Убеждена, что музыка должна нести заряд любви и позитива, ведь страдать нас уже научили, а быть счастливыми, прямо скажем, не очень.

Тогда не будет на сцене неживых глаз и неподвижных тел. А значит, будет больше правды, гармонии и радости.

Спецпроекты «Нейвы»

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ С НЕЙВОЙ

ГАУП СО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "НЕЙВА"

ЧИТАТЕЛЯМ И ПОДПИСЧИКАМ

Будьте на связи с "Нейвой"

Средство массовой информации (сетевое издание): NEYVA-NEWS.RU, 12+ Учредитель (соучредители) СМИ: Государственное автономное учреждение печати Свердловской области «Редакция газеты «Нейва» Главный редактор: Стрельцова Е.В. Эл. почта: neyva2004@mail.ru Телефон: 9-79-28 Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ЭЛ № ФСС77-81766 от 27 августа 2021 года

Поиск