Как уже рассказывала «Нейва», в этом году Тарасково впервые принимает участие в областном конкурсе «Здоровое село — территория трезвости».
Конкурс проводится в рамках регионального проекта «Укрепление общественного здоровья», входящего в национальный проект «Демография». В его рамках спортивный клуб «Кедр» организует в селе увлекательные мероприятия и соревнования.
В этот раз, в солнечное воскресенье 16 мая, сельчанам и всем неравнодушным предложили заняться туризмом и краеведением и пройтись по знакомым с детства местам с познавательным уклоном.
«Село Тарасково — родина верх-нейвинского железа»
Такое название носил поход выходного дня. Немногие знают, что начиная с XVIII века жители Тарасково добывали железную руду для Верх-Нейвинского чугуноплавильного и железоделательного завода, а в некоторых источниках пишут, что в истоках реки Нейвы были обнаружены остатки местных металлургических заводов.
Места раскопок железной руды (а их в районе Тарасково больше 15-ти) сохранили следы этой деятельности. Оказывается, не только за счёт сельского хозяйства выживало наше старинное село! Значимость железных рудников даже в начале XX века была настолько высокой, что они приравнивались к Высокогорскому месторождению в районе Нижнего Тагила. Об этом свидетельствует письмо 1918 года, в котором Областное управление национальными предприятиями рекомендовало Деловому совету Верх-Исетского округа не приостанавливать работу рудников.
Гидом по сельским тропам выступил новоуральский турист и краевед Павел Исаков. За многие годы изучения окрестностей Новоуральска он собрал интересную информацию по истории села и поделился ею со всеми, кто пришёл на прогулку. А таких желающих было больше 20 человек
Известный турист показал ямки, небольшие отвальчики и поля, на которых даже сегодня, спустя сотни лет, можно увидеть железную руду, прячущуюся с виду в обычных невзрачных булыжниках. Всё, что находили участники похода выходного дня во время прогулки, они могли унести с собой в качестве сувениров. Надо было видеть энтузиазм туристов, складывающих в свои рюкзаки нехилых размеров камни, а кто-то умудрился утащить с собой и засохший борщевик высотой в человеческий рост!
— Это не только родина железа, но и борщевика! — шутили радостные участники.
Тарасково и Тарасочкова
Самые любопытные и внимательные могли узнать, почему село Тарасково носит такое название, сколько речушек протекает в этих местах, как правильно зовётся порода, которую добывали в селе, и где на самом деле находится исток реки Нейвы.
Одно из упоминаний о деревне Тарасково, по словам местного жителя Владимира Волкова, можно встретить в «Хозяйственном описании Пермской губернии», изданном в 1804 году в Перми под авторством Никиты Попова. Правда, село упоминается как «Тарасочкова».
Карта рудников села Тарасково начала XX века, фрагмент.
В сборнике статистических сведений по Екатеринбургскому уезду за 1891 год о деревне Тарасково сказано, что расположена она по берегам реки Нейвы и основана раньше завода Верх-Нейвинского смолокуром по имени Тарас. Всё просто: Тарас основал, значит Тарасовская деревня. Кстати, до революции село, судя по «Списку населённых мест Пермской губернии 1897 года», звучало как Тарасковское.
Участники похода прошли мимо главной на сегодняшний день достопримечательности села — Свято-Троицкого мужского монастыря, побывали на нескольких местных источниках, посмотрели на сказочный дом-замок мастера, приехавшего в село из Новосибирска, восхитились полями с пасущимися на них барашками и, конечно же, выполнили главную цель мероприятия — стали добытчиками бурого железняка под названием «лимонит», широко используемого в металлургической промышленности, а в наше время ещё и в химической отрасли.
— Многие думают, что в селе Тарасково жили только углежоги и золотоискатели, а про железо мало кто слышал, — говорит Павел Исаков. — Нашей задачей было показать места, где раньше добывали железную руду, и мы успешно её выполнили, и даже по пути посмотрели на исток реки Нейвы.