Автор барельефа на Аллее Боевой Славы новоуральский скульптор Виктор Фомин рассказал «Нейве» о себе и своем творчестве.
Виктор Фомин — автор многих работ, которые нашли воплощение в объектах не только Новоуральска, но и городов Свердловской и Тюменской областей. Член Союза художников России, Виктор Васильевич ведет свою творческую биографию с 1973 года. Признается, что художник — это не профессия, а стиль жизни: мысли о воплощении идей не покидают ни днем, ни ночью. И хотя Виктору Фомину уже 76 лет, творить он не перестает: в его доме всегда приготовлены краски, кисти, холсты, пластилин, гипс…
Судьба — не кино
Как паренек из сельской глубинки стал художником? Родился Виктор в селе Казанское Тюменской области в год окончания войны. Толчком послужил пример дяди, который, уйдя на службу в армию, оставил в доме много художественных работ — скульптуры из глины и картины, написанные маслом.
Он помнит свой первый неудачный опыт. Как взял самую обычную хлопковую белую ткань и начал рисовать по ней масляной краской. Краска впиталась — получился эффект налепленной глины… На помощь пришел школьный учитель Анатолий Бачурин — он научил юного художника азам. И в пятом классе вслед за своим учителем Виктор начал делать копии полотен великих мастеров — набивать руку.
Посвятить свою жизнь творчеству. К этому осознанию Виктор пришел не сразу. После школы выучился на киномеханика, работал в районной сети. В 1965-м уехал на Урал в Березовский к родственникам. Здесь он «окреп» для профессионального образования — в 1969 году поступил в Свердловское художественное училище.
«Купцы» из УРСа
Когда Виктор учился на 4-м курсе, в училище приехали «купцы» из УРСа Свердловска-44: из всей группы они выбрали Виктора Фомина и его тезку Виктора Сысоева. В качестве дипломной работы ребятам предложили выполнить интерьеры одного из городских магазинов по улице Ленина «Мясо. Рыба». Они справились на «отлично». Так Виктор Фомин стал художником УРСа, а точнее художественной мастерской РМЦ (ремонтно-механического цеха).
В 70-80-е годы в городе строилось и открывалось много новых магазинов и кафе — художники были нарасхват. Интерьеры магазинов, оформление витрин, разработка макетов к праздничным демонстрациям — Виктор Васильевич приложил руку ко многим объектам. Признается, что работал с вдохновением и упоением, «торопил ночь, чтобы поскорее идти на работу».
В 1980 году выполненная им витрина магазина «Заря» заняла второе место среди закрытых городов Минсредмаша. Памятно ему и создание интерьера магазина № 4 по улице Победы: работая над проектом, он придумал гипсовые рельефы на стенах и указатели отделов в виде трафаретов на зеркальной поверхности — по тем временам это было в новинку.
Скульптура танкиста, приуроченная к юбилею Уральского танкового корпуса
Мемориал к 30-летию Победы
Но самый памятный для него проект — это участие в создании барельефа на Аллее Боевой Славы.
«В 1974 году, в канун 30-летия Великой Победы, секретарь горкома партии Виктор Матвеев предложил увековечить подвиг советских солдат в Великой Отечественной войне, — вспоминает наш герой. — Макет мемориала «Вечный огонь» выполнили ленинградские архитекторы. А создание обелиска в виде трех пилонов с барельефом руководство города решило поручить местным художникам. Барельеф моряка, пехотинца, танкиста должен был символизировать единство армии, трех родов войск в Победе.
Чтобы отлить барельеф в бронзе, сначала требовалось изготовить гипсовые формы на металлическом каркасе и предусмотреть зацепы, за которые эту махину можно было поднимать краном. Работы велись в помещении бывшей швейной фабрики по улице Дзержинского. Периодически приезжали представители горсовета, одобрительно кивали головами.
Готовые гипсовые формы вытаскивали через открытое окно по доскам и грузили в кузов «ЗИЛа». На эту тяжелую работу пригласили солдат.
Заготовки отвезли в цех 33 УЭХК, где было литейное производство и стояли мощные печи. Бронзы не хватило — за материалом ездили в Ленинград. Наконец барельеф был готов.
Высота пилонов — 12 метров, а барельефа — метр. В пилонах были выведены толстые металлические стержни — на них и предстояло закрепить барельеф. Монтажом занимались лучшие спецы СПАО СУС. И 30-летие Победы город встретил у нового мемориала!»
А в 1995 году, к 50-летию Победы, на Аллее Боевой Славы появился памятный знак «1941-1945» работы Виктора Фомина. Входная композиция, которой было отмечено начало аллеи, символизировала открытую книгу.
«Макет будущего знака я вылепил в пластилине в масштабе 1 к 10, — продолжает скульптор. — Перевел в гипс. Отдал формы. В итоге этот монумент изготовили из бетона. Чтобы не было пузырей, специальной установкой долго трясли бетон, пока он застывал».
Бронза, гипс и вдохновение
На нашу встречу Виктор Васильевич принес несколько десятков фотографий с изображением своих работ. Что поразило, так это разнообразие техник и форм самовыражения художника. Вот портрет Семена Спектора, полковника военно-медицинской службы, выполненный по фотографии в смешанной технике — гуашь, акварель, карандаш, пастель! Заказ работника УЭХК в подарок другу.
На барельефной медали я узнала легендарного директора комбината Андрея Савчука: как точно был передан его характер! В 1982 году бывший начальник УРСа Май Хатин попросил скульптора сделать портрет к 60-летию А. Савчука (на фото). На Верх-Нейвинском заводе цветных металлов по просьбе В. Фомина наточили чугунной крошки, которую он смешал с цементом и отформовал — получилась барельефная медаль. Эксклюзив, одним словом. А вот медалей «Слава Советской армии» работы В. Фомина отлили 50 штук и дарили фронтовикам в год 40-летия Великой Победы.
Барельефная медаль с изображением директора комбината Андрея Савчука
Не раз он рисовал портреты руководителей УРСа — Мая Хатина, Игоря Вшивцева. «Я — художник УРСа», — с гордостью заявляет мой герой. К слову, в Управлении рабочего снабжения он работал до 1994 года, до самой реорганизации УРСа.
Жалеет только об одном. О том, что распад СССР и перестройка начала 90-х не позволили реализовать большие проекты: барельеф спортивных трибун нового стадиона СПАО СУС, скульптуру танкиста, приуроченную к юбилею Уральского танкового корпуса, и скульптуру бодибилдера, созданную по заказу одного из спортклубов города, пришлось положить на полку.
Верный себе, Виктор Фомин и сегодня не может ни дня прожить без созидания. Его творческая жилка пульсирует постоянно. Его вдохновляют события и люди героических профессий. К примеру, он разработал медаль к Чемпионату мира по футболу-2019. Пополнил свою домашнюю коллекцию скульптурами сталевара и кузнеца. Он с упоением рисует уральскую природу и любимые улочки. Участвует в выставках ПОНП УЭХК. Любит совершать дальние и продолжительные прогулки по родному городу. И всякий раз наполняется радостью, когда видит то, во что душу и сердце свои вложил.
Фото из архива Виктора Фомина