Это первый прецедент по выселению должника из муниципального жилья.
Процесс был долгим, и только в феврале дошел до финала со сдачей ключей и переездом.
Всё началось ещё в 2014 году, когда первым судебным решением гражданина П. и его родственницу, проживавших в доме по улице Фурманова, обязали выплатить долг УЖК «Новоуральская» по жилью и коммунальным услугам с 2009 по 2013 год — 209 тысяч рублей.
Шесть лет УЖК безрезультатно дожидалась оплаты. И в сентябре 2019 года предоставила в городской суд справку, что ни копейки на ее расчётный счёт не поступило.
В свою очередь, как указано в документах суда, ответчики никаких уважительных причин неуплаты не представили. Например, таких, как задержка зарплаты или пенсии; тяжёлое материальное положение в связи с отсутствием работы, наличие в семье инвалидов или несовершеннолетних.
Весной 2020-го уже администрация НГО, поскольку жильё муниципальное, вынуждена была обратиться в суд с иском о выселении с предоставлением другого, меньшего по площади жилья. На январь 2020-го долг составлял уже 690 тысяч рублей, а все письменные предупреждения о необходимости исполнения прежних решений суда и выплате, как указано в материалах суда, оставались «без удовлетворения».
Наконец в мае 2020-го суд принял решение иск администрации НГО удовлетворить, а П. с родственницей выселить в меньшее жильё в соответствии с частью 1 статьи 90 ЖХ РФ (если наниматель и проживающие совместно с ним члены семьи в течение более полугода без уважительных причин не вносят плату за жильё и коммунальные услуги) и части 1 статьи 105 ЖК РФ.
Иначе говоря, П. с племянницей выселили из квартиры в комнату общей площадью 27 квадратных метров.
При этом ответственность по выплате долга за прежнее жильё с них никто не снимал, и они всё так же должны 690 тысяч рублей, которые обязаны выплатить.
В итоге решение суда вступило в силу. В конце нынешнего января судебные приставы заставили П. и его родственницу исполнить решение суда и переехать. На прошлой неделе П. должен был уже сдать ключи от муниципального жилья.
Как выселить соседа, который мешает жить?
С просьбой прокомментировать решение суда, а также подсказать горожанам порядок действий борьбы с соседями-должниками либо теми, кто злостно нарушает покой, мы попросили Дмитрия ШАДРИНА, адвоката и депутата Думы НГО.
— Это действительно первый случай в практике Новоуральского городского суда. Уверен, что не последний, поскольку в результате ремонта бывших общежитий у муниципалитета появились помещения, в которые можно выселять неплательщиков и других нарушителей.
При этом обратите внимание на сумму задолженности! Похоже, граждане ничего не платили на протяжении чуть ли не 15 лет. Вряд ли надо им сочувствовать, потому что в принципе такой огромный долг создавал проблему не только для управляющей компании, но и для соседей.
Даже если отвлечься от затруднений с текущими работами по дому, легко понять, что в конечном итоге неоплата, например, общедомовых расходов перекладывается на добросовестных жильцов многоквартирного дома.
В то же время не надо опасаться выселения тем, кто временно попал в сложную жизненную ситуацию: процедура может быть начата по инициативе городской администрации (а не УЖК), поэтому разумный компромисс может быть найден. Теперь надеемся, что администрация поможет горожанам в борьбе с шумными соседями и так называемыми «мусорщиками». Здесь не обойтись без активной роли самих жильцов, но ведь именно для этого и создавались советы многоквартирных домов, не так ли?
Алгоритм по борьбе с любителями ночной громкой музыки примерно таков:
1) два-три вызова полиции с фиксацией через протокол (со свидетелями) факта нарушения;
2) привлечение к административной ответственности городской административной комиссией по этим протоколам;
3) вынесение наймодателем (то есть как раз администрацией) предупреждения в адрес нарушителей;
4) фиксация полицией еще одного нарушения;
5) требование к городской администрации об обращении в суд с иском о выселении нарушителей на основании статей 83 и 91 Жилищного кодекса РФ.
Как видите, проблема — только в решимости актива дома идти до конца.
Немного иной порядок действий в случаях, когда соседи по дому захламляют свою квартиру либо содержат в ней животных с нарушением соответствующих правил (помните козу на 8 этаже?):
1) обращение в администрацию с просьбой о комиссионной проверке (желательно с участковым и представителем санитарно-эпидемиологической службы);
2) вынесение наймодателем (то есть как раз администрацией) предупреждения в адрес нарушителей с установлением срока устранения нарушений;
3) еще одна комиссия с фиксацией того факта, что нарушения продолжаются;
4) требование к городской администрации об обращении в суд с иском о выселении нарушителей на основании статей 83 и 91 Жилищного кодекса РФ. Здесь другая трудность: любая комиссия в общем случае может попасть в квартиру, только если в ней открыта дверь или их пускает лицо, в ней проживающее.
Кстати, в этих случаях вопрос может быть разрешен, даже если квартира находится в собственности (приватизирована, перешла по наследству либо куплена). Только иск администрации будет не о выселении, а о продаже квартиры с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом судебных расходов.
А вот если собственник квартиры не платит за коммунальные услуги, забрать ее у него практически невозможно, потому что действующее законодательство запрещает изъятие за долги, кроме случая с ипотекой, единственного жилья.
К публикации подготовил Юрий ДОРОНИН
Комментарии
Помогите!