Каждый год мы с детьми отравляемся в путешествие к морю на машине. Этим летом, в августе, мы решили вновь побывать в Крыму и в своей любимой станице Голубицкой под Темрюком.
Несколько лет назад мы ездили в Крым, когда только открылся знаменитый Крымский мост через Керченский пролив. И, скажу честно, Крым тогда и сейчас — две большие разницы.
Мистер Орджо
В Крым мы приехали в начале августа. Поселок Орджоникидзе, или, как называет его мой друг Глюк, «мистер Орджо», поразил нереальной красоты пейзажами. Горные холмы, тропинки, словно кукольные домики на вершинах холмов… Вот только на самые красивые галечные пляжи нам приходилось карабкаться через горные перевалы, по тропкам, но мы любовались цветами, камушками, карликовыми кустарниками, дикими розами и к концу отдыха точно скинули пару лишних кэгэ.
Крым изменился сильно. Полностью закончено строительство трассы «Таврида». Гладь дорожного полотна радует глаз. Старых ржавых указателей на украинском языке вы больше не увидите. Собственно, как и доблестных гаишников. Всю работу делают камеры. В общем, всё цивилизованно.
А вот чего в Крыму так и не появилось, так это интернета и супермаркетов. Последние всё еще под санкциями. Видимо, поэтому цены на продукты чуть выше, но зато есть огромное количество маленьких магазинчиков типа «Свежая рыба», «Горячий хлеб», «Восточные радости», ну и мои любимые креативные шедевры — «Мясо барана» (видимо, этот баран сильно всех достал!) или «Вкусный Арменчик» (это вообще комментировать не буду, «Нейва» — издание приличное).
Гранатовый рай
Наша «Гранатовая усадьба», где мы жили в поселке Оржоникидзе, тема отдельная: искусственный водопад, бассейн с живыми рыбками, увитые виноградником беседки. И милейшая хозяйка Юлия.
Родом она из Кургана, а ее муж Лукич — из Казахстана. Они обожают людей, и среди их постоянных гостей есть семьи из многострадальных республик ЛНР и ДНР.
С одной из ЛНР мы подружились. Макс и Ольга живут на самой границе с Украиной. В небольшом городишке с двадцатитысячным населением работы практически нет. Макс руководит байк-клубом, реставрирует раритетные мотоциклы и авто. Ольга — бухгалтер в администрации, их семейный месячный доход примерно 40 тысяч, и это «неймовирно гарненько», они могут позволить себе десять дней отдохнуть на крымском курорте.
Однажды Ольга, увидев мою охапку деток, присела ко мне в беседку и рассказала, как шесть лет назад ее Глебушка появлялся на свет:
«Максу оплатили командировку, он умчался за старым автомобилем. Городской роддом эвакуировали подальше от линии огня. Я утром пошла в магазин, и начался налет. Никто, как в Великую Отечественную, нас о бомбежках не предупреждал по громкой связи, просто, услышав свист истребителей, все разбегались с улиц…
Вот я бегу, споткнулась и животом на корягу упала. Глебу бы еще месяц посидеть у меня, но чувствую — не посидит! Мозг стремительно выдает варианты, где помощи искать: домой — не справлюсь одна! Поковыляла к соседке тёте Нюре, она медсестра… Бабушка слепая совсем, но наши украинские бабушки боятся только сказочных чертей, а больше ничего! Она быстро нарвала тряпок из простыней, воды накипятила.
Так и родился мой Глеб на кухонном столе у бабы Нюры. Теперь он для нее внучок родной. Гуляют вместе, Глеб ей помогает с сумками, подарки к праздникам готовит. Нема у нас другой допомоги, тильки добри люди людям помогають», — закончила Оля свой рассказ, как-то грустно улыбнулась и пошла на кухню Глеба ужином кормить.
Весь вечер я пыталась представить, как это может быть — сегодня где-то идет война. Дети рождаются под бомбежками или не рождаются вовсе.
Что еще сказать не о грустном? «Мистер Орджо» прекрасен! Особенно его галечные чистейшие пляжи: Гранатовый, Двуякорной бухты. Местные говорят, что их девять, но мы нашли только три…
И еще одно огромное преимущество «Орджо» — здесь всё рядом: Судак с древней Генуэзской крепостью, Феодосия и музей Айвазовского. И главная рекомендация для посещения — Симферополь: храм с мощами Луки Крымского (хирурга, святого Луки Войно-Ясенецкого).
Отдых по системе «всё отключено»
Когда мы уезжали из Крыма, пошел дождь, мелкий, но настойчивый. Чем ближе к Крымскому мосту, тем ливень становился сильнее. Теперь новая трасса «Таврида» уже не радовала.
Через звуковые ограждения дороги потоком шла вода. Поля не могли впитать столько влаги, вода обрушилась на трассу! Через два часа после того, как мы уехали из Крыма, главную федеральную трассу «Таврида» закрыли.
В Керчь и Темрюк пришел тропический шторм, подобное здесь было лишь в 1962 году, сообщали местные СМИ.
Голубицкая в Краснодарском крае стала нашим укрытием. Однако шторм добрался и досюда. Страшно до жути! Света нет, воды тоже. От порывов ветра крыша гостиницы хрустела и ухала, а вдруг не выдержит железо?! За окнами мимо двора плыли по дороге велосипеды, игрушки… Слава Богу, у нашей хозяйки на кухне газовые плиты. Как же нам пригодились взятые с родного Урала тушенка, макароны, сахар и чай! Выручила старая туристская привычка брать с собой в дорогу минимальный набор еды на всякий пожарный. Всем, кто путешествует с семьей не на самолете, советую брать НЗ — потому что «вдруг» может случиться что угодно!
На утро второго дня у нас закончились хлеб и питьевая вода. Хозяйка Антонина сказала, что где-то на окраине Голубицкой открыли магазин. В майках и шлепанцах, под вой ветра, по щиколотку в холодной воде, мы побрели за продуктами. К местному сельпо пришли не чувствуя ног. Людей — тьма. С потолка — та же вода. Местные, в легких пуховиках и резиновых сапогах, смотрели на нас с улыбкой. Касса не работала, всё только за наличные. А всё это старое — печенье, крупа, карамельки. Прилавки — как после нашествия вандалов, но счастье, что хоть это есть! Купили две бутыли воды, печенья и побрели обратно к детям…
А детям в гостинице скучно: «Мама, а где интернет? Папа, а вы нам обещали пиццу! Не хочу карамельку с сухариком!» Папа молча взял детей за руки и повел на улицу. «Кто хочет, может доплыть до кафе и купить себе пиццу», — сказал отец и указал направление. Рома сразу попросился на ручки, а Маша с Егорчиком резко вспомнили игры типа морского боя, городов, крестиков-ноликов и с удовольствием поужинали печеньем. Да, вот так, чтобы приехать к морю и до моря не дойти — мы еще никогда не отдыхали!
Но, пережив ураган и потоп, мы были счастливы, что все живы, что нашу машину, как другие, не унесло потопом и впереди нас ждет дом. На прощание, когда я обнимала хозяйку гостиницы Антонину, она прошептала:
— Лена, у тебя такие хорошие дети, а Ромка — просто герой! Он мне всё рассказал, как его на поле подсолнухов змея укусила и как вы ему кровь из ранки вырезали и дальше поехали...
Хлопаю глазами:
— Рому никогда не кусала змея и ногу мы ему, конечно, не резали...
— А что тут такого, у Ромы — мама журналист, — оценил услышанное проходящий мимо Егорчик.
— Да, но мама сочиняет сказки за зарплату, а Егор и Рома — совершенно бесплатно!
Славные детки, чудесное приключение… Что ни говорите, а такие вот поездки сильно меняют нашу жизнь, расширяют кругозор и оставляют самые незабываемые воспоминания. И, конечно же, заставляет беречь то, что есть.
Комментарии