Медики Новоуральска устали молчать и рассказали московскому руководству о плачевной ситуации в городском здравоохранении.
Никогда ещё правда жизни не оголялась с такой откровенной прямотой. А тут взяли и просветили новоуральскую медицину точно рентгеном — словно наступили на оголённые провода и получили удар током. Такой «удар» суровой правды жизни 13 марта получил заместитель руководителя ФМБА Андрей Середа в ходе визита в Новоуральск во время встречи с заведующими отделениями стационара и поликлиник.
Правда оказалась печальнее, чем можно было предполагать. От некогда передовой новоуральской медицины остались рожки да ножки: аппаратура и оборудование работают на честном слове, врачи и персонал держатся на собственном энтузиазме. Как при скудости оборудования и лекарств они еще умудряются лечить, оперировать и спасать жизни больных, остаётся большой загадкой... Впрочем, давайте предоставим слово нашим медикам. «Нам важно слышать ваше мнение. Вы — зеркало пациентов», — пригласил к открытому диалогу Андрей Середа.
Ирина ШУБИНА, заведующая неврологическим отделением:
— Нет кадров. Ставки неврологов даже в поликлинике не прикрыты. Оборудование — даже боюсь озвучивать. Парализованных больных носим на руках: нет носилок. Распадаются кровати и рушатся полы. Постельное белье неважнецкое. Наша вечная боль — компьютерный томограф: качественно провести диагностику невозможно. Медикаменты закупаются самые дешевые — в лечении они неэффективны.
Ольга ФЕДЯКОВА, заведующая кардиологическим отделением:
— Не хватает врачей и медперсонала. Кровати выходят из строя, и нет каталок для тучных больных. Кардиограф старый, 2008 года. На все отделение — два тонометра вместо 10-ти.
Ирина БАТЕНКОВА, заведующая терапевтическим отделением № 1:
— В отделение поступают самые возрастные пациенты. А обеспечить им должный уход возможности нет: врачи работают пенсионного возраста, нянечки — старше 60-ти лет, зарплата у них крохотная. Нагрузка на одну медсестру — 30 пациентов, зарплата тоже не соответствует. Нужны функциональные кровати, чтобы не перекладывать больных. Нужны санитары, их сильные руки, возможно, в рамках альтернативной службы.
Ольга ШУМОВА, заведующая терапевтическим отделением № 2:
— Течет крыша — это наша извечная больная тема. Отделению нужны компьютеры и качественные лекарства, которые могут сократить время нахождения пациента в стационаре. Не хватает постельного белья.
Инна ЕРОХИНА, заведующая отоларингологическим отделением:
— То оборудование, которое мы получили в рамках модернизации в 2012 году, уже вышло из строя. Эндоскопическую диагностику проводить не можем. В нашей операционной аппаратура дышит на ладан: при каждой операции боимся, что потеряем и эти остатки. Хочу сохранить свое отделение и круглосуточный пост. Хотя сегодня обсуждается вопрос о закрытии отделения и переводе всех коек на дневной стационар.
Александр МЕРИНОВ, заведующий наркологическим отделением:
— Нет фельдшеров-наркологов, работают одни пенсионеры. Ремонта в отделении не видели более 10-ти лет. Отсутствует физическая охрана. Санитарки уходят в другие отделения, где нет декомпенсированных наркоманов и пациентов с алкогольными психозами. Зачастую не можем купировать психомоторное возбуждение больных: нейролептики закупаются самые дешевые. Приходится врачам-мужчинам, засучив рукава, самим фиксировать больных. А это — кровь, боль, слезы.
Ирина МОРОЗОВА, заведующая туберкулезным отделением:
— В амбулаторных условиях наши больные должны получать лекарства бесплатно, но ни одна таблеточка до Новоуральска не дошла. Чудом удалось внедриться в областную целевую программу. Открытым остается вопрос химиопрофилактики ВИЧ-инфицированных: препаратов нет! А стационарная помощь не выдерживает никакой критики: наше здание — руины...
Ирина КАРПЕЧЕНКОВА, заведующая гинекологическим отделением:
— Через 3 года в отделении наступит коллапс: из 7-ми врачей 6 — пенсионного возраста. Пора заменить гистероскопическую стойку, а в оперблоке — лапароскопическую аппаратуру. Отечественные шовный материал и инструментарий никуда не годятся. Закупке расходников надо уделить самое серьезное внимание: страшно, когда во время операции иглы ломаются, а нити (труха и гнилье) рвутся. Аппарат УЗИ нужен как воздух. Пусть не новый. Женской консультации необходим капитальный ремонт. Кабинет маммографии не на месте. Маммограф работает, но уже только в одной проекции.
Александр БАВЕНКОВ, заведующий отделением анестезиологии-реанимации:
— Отделение — на 12 коек, а реальная потребность — 16. Катастрофически не хватает наркозно-дыхательной аппаратуры, поэтому из 9-ти рабочих мест функционируют только 5, из 6-ти операционных — всего 3. На 12 палат реанимации — 7 аппаратов. Постоянно выходит из строя следящая аппаратура. Из 13-ти врачей больше половины — преклонного возраста. Анестезиолог в 78 лет с трудом выполняет свои функции. Нервируют недопоставки расходников, необходимых для спасения пациентов. Не укладываемся в нормы по оказанию помощи больным после инсультов. Для тромболизиса осталось 3 катетера...
Айрат ХАКИМОВ, заведующий трансфузиологическим кабинетом:
— В ходе оптимизации от отделения переливания крови остался кабинет, заготовка донорской крови была прекращена. Наш куратор — станция переливания крови ФМБА в Екатеринбурге — обеспечивает компонентами крови несвоевременно и не в полном объеме. То, что недополучаем, приходится закупать. В 2017-м потратили на это около 1 млн рублей. Перебои с поставками компонентов крови ощущают лечащие врачи и хирурги. Как результат — запаздывают с лечением. Есть НЗ в реанимации. Но порой и этот запас расходуем под ноль. И работаем с колес.
Виталий КОСТЫЛЕВ, заведующий хирургическим отделением № 1:
— Кадры состарились, а новых на горизонте не видно. Хирургический инструмент вышел из строя и не обновляется. В ходе оптимизации убрали санитарочку, работавшую в ночное время, — некому ухаживать за послеоперационными больными.
ПРИМАНКА ДЛЯ ВРАЧА
Больше трех часов московский чиновник слушал откровения врачей, вникал, комментировал, записывал в блокнот. На протекающие крыши в педиатрическом отделении и второй терапии, а вернее испорченные стены и потолки, после окончания встречи пошел взглянуть лично, дабы оценить масштабы бедствия.
Скрывать не стал: решение многих вопросов упирается в деньги. У ФМБА — 22 медсанчасти. И как обеспечить достойную жизнь каждой из них — серьезная задача.
О кадровой проблеме Андрей Середа высказался так: «Кадровую проблему в масштабах России мы пытаемся решить с помощью программы «Земский доктор», когда врачам выплачиваются подъемные. Но в ЗАТО все сложнее: медики сюда не едут. Прошли те времена, когда для выпускников вузов действовала система распределения. (Но я считаю, она должна быть.) Поэтому имеем то количество врачей, которое имеем. Привлечь докторов можно только лаской и «длинным» рублем — платить им достойную зарплату. И тогда лет через 57 нарастет новая генерация врачей. А еще необходимо возродить престиж медицинской профессии».
Рассказал заместитель руководителя ФМБА и об аппаратных победах: «Как вы знаете, беды наших медсанчастей начались с переводом российского здравоохранения на одноканальное финансирование, когда у ФМБА деньги забрали и отдали их в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). В течение 2х лет на уровне Минздрава России, Федерального ФОМСа и Росатома мы говорили о несправедливом недофинансировании наших медучреждений. И нас услышали: начиная с 2018 года наблюдаем рост тарифа в ОМС. По ЦМСЧ31 объемы финансирования уже увеличились на 24%. И этот рост будет продолжаться.
Второе, на чем акцентировал внимание Середа, — перспектива создания отдельного фонда (кошелька) в структуре федерального ФОМСа. Это те деньги, которые пойдут на модернизацию и закупку нового оборудования для наших медсанчастей. После встречи с руководителем ФМБА Владимиром Уйбой Президент РФ дал поручение главе правительства Дмитрию Медведеву проработать этот вопрос.
Андрей Середа, заместитель руководителя ФМБА:
«И третий важный шаг — это выделение средств на оснащение новым медицинским оборудованием детских поликлиник, работающих в структуре ФМБА. Соглашение уже подписано. Программа рассчитана на три года. На 2018 год определена сумма 350 млн рублей. А общий объем финансирования — 1 млрд 50 млн рублей. При грамотном подходе можно перевести на современные рельсы все детские поликлиники ФМБА»
Прокомментировал представитель ФМБА и реализацию в Новоуральске проекта «Бережливая поликлиника», отметив, что медленно, но поликлиника поворачивается лицом к пациентам. И заверил: «В этом году будет второй этап с соответствующим финансированием, что поможет решить ряд проблем в первичном звене медицинской помощи».
Очень хочется надеяться, что обещания Андрея Середы воплотятся в реальные, осязаемые меры. Сколько лет мы говорим о падении нашей медицины! Пора выбираться из ямы. Ведь, как верно заметил московский гость в ходе пылкого выступления, закрытые города — это территории с особыми условиями труда, это — сердцевина нашей страны. И жители здесь заслуживают достойной медицины.