Главный санитарный врач Свердловской области Дмитрий Козловских ответил на целый ряд острых вопросов в ходе брифинга, состоявшегося сегодня на электронной площадке Центра управления регионом в сети ВК.
— QR-коды вели с 25 октября, но заболеваемость остаётся на высоком уровне. Значит ли это, что их введение было неэффективно?
Козловских:
— Мы рассматриваем введение QR-кодов в системе ограничительных мероприятий, введённых в области. Так вот, всё в комплексе дало нам следующую картину. Мы начали активно расти и вошли в новую волну с 29 сентября. Тогда начался новый подъем заболеваемости. И этот подъем мы фиксировали до 1 ноября, когда средненедельный темп роста заболеваемости достиг максимума — 12,6%. То есть каждый день почти на 2% прирастала заболеваемость.
После этого мы увидели снижение темпов прироста. За прошедшие три недели темпы прироста снизились более чем в 120 раз. То есть мы видим, что набор мероприятий приносит свои результаты.
— Можно ли людям сдать анализ на резистентность к вирусу и тем самым избежать или ускорить вакцинацию. А для людей, устойчивых к ковиду, и вовсе избежать вакцинной нагрузки на иммунитет?
Козловских:
— У нас в стране изданы рекомендации минздрава, которые определяют порядок вакцинации. Вакцинации подлежат люди, которые переболели более шесть месяцев назад новой коронавирусной инфекцией. И те люди, которые шесть и более месяцев назад получили первые компоненты вакцины.
Каких-то требований по контролю уровня антител нет, поэтому этого делать не следует, и нужно прививаться в те периоды, которые установлены методическими рекомендациями минздрава.
— Почему в больницы попадают даже люди, вакцинированные от коронавируса?
Козловских:
— Мы неоднократно говорили ранее о том, что ни одна из вакцин не даёт стопроцентной защиты от возникновения заболевания. Есть такая особенность, что у определенных людей антитела не вырабатываются.
Вместе с тем, и это подтверждается нашими данными, риски заболеть у вакцинированных существенно ниже. Среди привитых показатели — 313 на 100 тысяч привитых. Среди не привитых — около 4000 на 100 тысяч. То есть в 13 раз заболеваемость среди не привитых выше. И второе — есть данные из лечебных учреждений: в реанимациях практически нет привитых. То есть существенно ниже тяжесть.
— Почему иммунитет переболевшего ковидом считается более слабым, чем иммунитет после вакцинации?
Козловских:
— У нас таких данных нет, что иммунитет более слабый. Уровень иммунитета зависит от работы иммунной системы человека. А приобретается ли он путем заболевания или путем постановки вакцины — это в целом на уровень не влияет. Но иммунитет, который приобретается после вакцинации достается более легко. Он более мягкий, чем после заболевания.
— Есть ли данные о сильных побочных реакциях после прививки, после чего вакцинированному потребовалась медпомощь?
Козловских:
— У нас в случаях поствакцинальных осложнений медицинскими организациями направляются соответствующие донесения. Так вот за весь период вакцинации мы получили пять таких донесений. В четырёх случаях это была реакция после введения первого компонента. Один — после введения второго компонента. Как правило это аллергические реакции, достаточно невыраженные. И они связаны с особенностями иммунитета тех или иных людей. 5 случаев из почти 1 млн 800 тысяч привитых первым компонентом свердловчан и 1 млн 400 тысяч вторым — это крайне низкие цифры.
— Какой процент вакцинированных умер от COVID-19 и с чем это связано?
Козловских:
— Мы не имеем информации о смерти от коронавируса вакцинированных. Есть единичные случаи, когда люди, получив частично или полностью компоненты, скончались от сопутствующих тяжелых заболеваний. Все эти случаи разбираются комиссией минздрава. И в свое время будут сделаны выводы и они будут обнародованы.
— Какой процент вакцинированных заболел COVID-19?
Козловских:
— Среди вакцинированных заболело 0,3%. На утро сегодняшнего дня, охват населения жителей области вакцинацией 43,1%.