Врач-инфекционист ковидного госпиталя Новоуральска о последствиях коронавируса для организма.
Врач-инфекционист ЦМСЧ-31 Екатерина Ушенина в ковидном госпитале работает с мая 2020 года. За это время через ее руки прошли около тысячи больных коронавирусной инфекцией. Она как никто другой знает, как трудно бывает добиться полного выздоровления пациентов, почему порой они уходят из жизни и каковы последствия перенесенного COVID--19... Мы поговорили с ней об этом.
— Екатерина, какие симптомы наблюдаются у тех, кто поступает в ковидный госпиталь?
— Очень часто — симптомы ОРВИ: повышение температуры, порой до 40 градусов и выше, насморк, кашель. Причем кашель приступообразный, вплоть до тошноты и рвоты. Отсутствие аппетита: больной может не есть 5-7 дней. Но главный симптом — поражение легких.
И как следствие — одышка, ощущение нехватки воздуха. И это самый мучительный симптом. У пациентов пожилого возраста могут быть эпизоды неадекватного поведения: они не понимают, где находятся, как их зовут. Некоторые впадают в ступор. Они безучастно лежат на больничной кровати и ни на что не реагируют.
— Сколько времени требуется, чтобы поставить пациента на ноги?
— Это очень индивидуально и зависит от формы заболевания. Люди с легкой формой выписываются через 7-10 дней. Больные со средней степенью тяжести — через 2-3 недели. Ну а с тяжелой формой COVID-19 находятся в стационаре от 1 до 3 месяцев. При этом некоторые лечатся в реанимации до 1,5 месяца — им проводится интенсивная терапия.
Иные родственники не представляют, что такое тяжелое состояние. У пациента — строжайший постельный режим. А это значит, он не может нормально умыться, принять душ, сходить в туалет, поесть. Все это он делает лежа в постели. И, глядя на таких пациентов, удивляешься, насколько они терпеливы, как они хотят жить и стойко переносят все неудобства!
— Люди в каком возрасте болеют тяжелее?
— Большая часть тяжелых пациентов — это, как правило, люди старше 60 лет. Но есть пациенты в возрасте 30, 40 и 50 лет.
— От чего зависит тяжесть заболевания?
— От соматического статуса каждого пациента. Не столько важен биологический возраст, сколько состояние организма. Есть группы риска: люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией, после инфарктов и инсультов, с сахарным диабетом. Очень тяжело болеют люди с ожирением любой степени, пациенты онкологического профиля. Даже те, кто перенес онкологию 10-15 лет назад и считается выздоровевшим, болеют тяжело. Также в зоне особого риска — пациенты с онкогематологией — с лимфомами и лейкозами.
— Те, кого не удалось спасти… Почему такой исход?
— Чаще всего это пациенты, страдающие ожирением, гипертонией, сахарным диабетом. У многих из них есть избыточный иммунный ответ на коронавирус, то есть ответ организма так силен, что страдают все органы. Нет таких пациентов, которые бы до заболевания были абсолютно здоровы.
— Что ждёт пациентов после выписки?
— Долгий этап восстановления. Многие испытывают потребность в кислороде и вынуждены покупать кислородный концентратор, потому что легкие не до конца восстановились.
— Насколько тяжелы последствия коронавирусной инфекции?
— Очень часто наблюдается неадекватность поведения. Звонят родственники: «Он стал не таким, как раньше, — апатичный и не энергичный». Имеет место поражение головного мозга: человек туго соображает, у него снижается интеллект. Вдобавок ко всему — слабость, разбитость, быстрая утомляемость. У многих длительное время сохраняется кашель. Если коронавирус с поражением ЖКТ, то могут быть нарушения стула и боли в животе. Нередко после перенесенного COVID-19 обостряются хронические болячки. Либо выявляются новые опасные заболевания. Так, у некоторых пациентов впервые диагностирован сахарный диабет.
— Значит, коварность вируса — не преувеличение…
— К сожалению, это правда. У многих на фоне коронавируса случился инсульт, инфаркт. Как говорится, где тонко, там и рвется.
— Перенесшие коронавирус жалуются на выпадение волос…
— Это тромбозы, нарушение микроциркуляции, в том числе в коже головы.
— Как узнать, появились ли антитела и сколько времени продержится естественный иммунитет?
— Достаточно сдать кровь на обнаружение антител. Хотя естественный иммунитет включает не только выработку антител. Есть клеточный иммунитет, который мы не можем проверить. Сколько сохраняется защита от повторного заражения, наука пока умалчивает. У нас уже появились повторные случаи заражения: пока их порядка 10-ти.
Вообще, иммунитет после перенесенной болезни — это очень индивидуально. Те, кто заболел повторно спустя 2-3 месяца, это люди с низким иммунным ответом, имеющие сопутствующие патологии — сахарный диабет, лимфомы. У кого-то иммунитета хватит на месяц, у кого-то на год…
— Когда можно делать прививку тем, кто перенёс коронавирус?
— Мы рекомендуем через 6 месяцев: есть данные, что именно в течение 6 месяцев иммунитет должен сохраняться.
— Когда после прививки появляются антитела?
— В течение 2-3 недель после введения второго компонента вакцины формируется защитный уровень антител примерно у 90% пациентов. Но это очень индивидуально. У кого-то они появляются уже после первого компонента.
— Как достучаться до тех, кто не болел COVID-19, и убедить, что вакцинироваться необходимо?
— Когда мы в 2020 году работали с ковидными пациентами, то понимали, что упредить распространение инфекции не можем — вакцины еще не было. Больные лежали в коридорах и, несмотря на лечение, умирали... И сейчас, когда по всей стране развернута прививочная кампания, но пациенты продолжают поступать в госпиталь, это не очень честно по отношению к докторам.
Каждому такому пациенту хочется задать вопрос: почему вы не привились? Ведь люди продолжают болеть. И болеть тяжело.
У каждого человека есть выбор: привиться или болеть. А как вы перенесете инфекцию, никто не знает. Риски от вакцинации и перенесенного коронавируса — две большие разницы. Надо помнить, что это инфекция, от которой умирают. Или болеют тяжело. И какие будут отдаленные последствия через 3-5 лет, нам тоже неизвестно. В организме запускаются процессы, с которыми врачи-инфекционисты раньше не сталкивались.
— Есть ли разница, какой вакциной прививаться?
— Сейчас у нас есть «Спутник V», вакцина, которая прошла все клинические испытания. Она доступна, эффективна и безопасна!
— От каких тяжелых последствий убережет антиковидная вакцина?
— Вакцина защищает от случаев заболевания на 91-92%. Но на все 100% избавит вас от тяжелого течения болезни и главное — от смерти. Как вы знаете, с начала пандемии мы потеряли уже 130 новоуральцев...
— Что говорят сами пациенты?
— Мужчина был записан на вакцинацию на 1 апреля, а 31 марта заболел и угодил в госпиталь. Есть такие, кто был равнодушен ко всем призывам привиться против COVID-19, и заболел. «Меня это не коснулось — мне это не нужно», — так до госпиталя рассуждали многие. А между тем сейчас в инфекционном госпитале — около 40 пациентов. Их возраст разный: и 40+, и 60+.
— Ваше мнение как врача-практика и доктора-профессионала?
— Вакцинация — единственный эффективный и безопасный метод профилактики многих инфекционных заболеваний. Поэтому глупо думать, что в ХХI веке прививкой можно себе навредить или вирус «пролетит» мимо… Мы живем в городском сообществе: ходим на работу, в магазин, ездим в общественном транспорте — у каждого есть риск заразиться.
Чтобы себя защитить, надо либо самоизолироваться… в космосе, либо привиться и иметь иммунитет.