Елене Васильевне Виноградовой — 92 года. В наш город она приехала в далеком 1952 году после окончания Ленинградского финансово-экономического института и трехлетней отработки в Семипалатинском техникуме. Много лет работала на кафедре экономики, преподавала в Уральском политехникуме, ЦИПК, МИФИ-2. Стаж работы Елены Васильевны — 61 год. Она — ветеран педагогического труда. Награждена медалью «К 70-летию Средмаша». Помнит всех своих студентов. И безмерно благодарна судьбе за то, что оказалась в нашем атомграде.
Сегодня с читателями «Нейвы» Елена Виноградова делится воспоминаниями о послевоенном Ленинграде: 1945-1949-й — годы ее учебы в институте.
— В советское время было такое в области образования. Если учащиеся учились только на «5», было так называемое 5-процентное отчисление и направление в любое высшее учебное заведение с поступлением без экзаменов.
Я и еще два человека из Семипалатинского финансово-экономического техникума (Валя Лукоянченко и Люба Симонова) были направлены в Ленинградский финансово-экономический институт на педагогический факультет. Мы ехали в Ленинград семеро суток так называемым «500 веселым» товарным поездом. Кроме досок, в вагонах ничего не было. Почему семь суток добирались? Это связано с тем, что нам навстречу шли поезда с танками, пушками, солдатскими вагонами. Наш поезд часто останавливался. Война окончилась весной 1945-го на западе. Войска направлялись на Дальний Восток, на войну с Японией. Только в сентябре окончательно закончилась Великая Отечественная война. В Ленинград мы приехали в августе 1945 года.
В институте вместе с нами учились чехи, югославы, албанцы, болгары, студенты из Прибалтики и Польши. Женщины и мужчины-фронтовики. Среди студентов был один бывший партизан: мальчишкой он попал к немцам, ему отрубили выше локтя обе руки, а на спине вырезали звезду. Несмотря ни на что он учился и думал о будущем. Отношения между студенческой братией были хорошие, только ребята из Польши и Прибалтики держались особняком. В 1947 году отозвали югославов: президент страны Тито был расстрелян.
На фото: студенты Елены Виноградовой в Ленинграде на крейсере "Аврора", 1985 год.
В общежитии, где все мы жили, было холодно, как и в аудиториях, на лекциях все сидели в верхней одежде — студенты и преподаватели. Введены были хлебные карточки — на 600 г хлеба в день (200 г белого и 400 г черного). Я жила на стипендию, она была повышенная — 138 рублей. И все равно голодала. Продавала талоны на 200 г белого хлеба, чтобы выкупить 400 г черного. Питание в столовой было скудным: полагался только обед, а в меню в основном — овсяная каша. Поэтому мы ели жмых (выжимки из семечек подсолнухов) и соленую воблу. Наедались, а потом пили воду. Это была наша обычная еда на ужин и завтрак.
Но мы не унывали. По вечерам бегали на танцы. В канун Нового года Мариинский театр давал нам много разных костюмов, и мы организовывали настоящий карнавал!
Все студенты подрабатывали на разгрузке вагонов с овощами и картошкой. Контроль был очень строгий. Однажды на заседании комитета комсомола отстояли одного ленинградца: он взял половину мешка картошки для братьев, выдержавших блокаду, за это его хотели исключить из института. Топили в общежитии торфом, пока он горел, было тепло. Засыпая, мы закрывались с головой. По утрам просыпались с коркой льда на простыне. Несмотря на трудности, это было самое лучшее время в моей жизни. Ленинградцы относились к нам как к родным детям.
Фото из архива Елены Виноградовой