Георгий Сергеевич Подручный — человек очень талантливый и настолько же скромный. Он полвека отдал комбинату, а до этого покорял целину, заправлял реактивные самолеты… В Свердловске-44 проходил армейскую службу. Его жизнь — одна из ярких страниц истории нашего города…
Георгий Подручный:
родину построил сам
Удивительная судьба, уникальные люди… Георгий родился в небольшом поселке Краснодарского края, с детства приучив себя не отдыхать!
Еще до службы в армии и приезда в наш город он сам выучился и сдал в ГАИ экзамен по вождению. Работал водителем на целине и даже имел опыт заправки реактивного самолета прямо на взлетной полосе.
В свои 20 лет, оказавшись в городе, он был уже настоящим водителем-асом и не боялся трудной работы! Стоял у истоков рождения нового атомного завода и даже посвящал ему стихи «В круговороте великой стройки»…
Он и сегодня говорит об этом сдержанно, но с достоинством, считая себя лишь одним из тысяч счастливчиков, кто строил этот город. Но он по праву считает Новоуральск своей Родиной по той простой причине, что строил его сам!
«15 мая 1955 года началась моя служба в закрытом городе. Я был приписан к автороте войсковой части Свердловска-44, хотя в казарме никогда не жил… Помню первый день здесь — горы и пригорки, вереница бараков с заключенными и я, совсем молоденький. Ну, думаю, попал! Но наше поколение умело радоваться труду, и трудностей мы не боялись. Мне поручили огромный самосвал...»
«Генерал стройки» обезоруживал улыбкой
Георгий Подручный попал в Свердловск-44 совсем юным, однако имел уже удостоверение водителя-механика, и таких, что называется, отрывали с руками. Так и случилось. Меньше чем через год его приписали личным водителем к генералу стройки Завену Сумбатовичу Джилавяну…
Первую встречу с ним мой герой помнит как вчера: «Мне сообщили, что буду возить генерала. Его так все называли — «генерал стройки». Что сказать? Ночь не спал, переживал жутко… Увидев меня, он протянул руку и произнес: «Будэм служить, будэм дружить!» и улыбнулся так, что лед в душе моей растаял. Он обезоруживал улыбкой! Его авторитет был непререкаем. Особый кавказский менталитет, уникальная личность...»
И началась у Георгия Подручного веселая жизнь в круглосуточном режиме. Часто приходилось возить главного по стройке в Свердловск на совещания, и эти поездки иначе как маленьким подвигом назвать невозможно. Судите сами. Дорога проходила через деревню Билимбай — колеи, рытвины, ухабы… Обратно часто добирались затемно, и вот тут-то водителю приходилось тяжко! Машина то и дело застревала в грязи. Но в багажнике у Георгия всегда лежали лопата, старая шинель и цепь… И все пригождалось. Его пассажир никогда не паниковал. Пока Георгий выруливал из колеи, Джилавян закуривал «Казбек», любовался природой и с жутким кавказским акцентом приговаривал: «Нэ спеши, нэ спеши, дарагой, до завтра успеем!»
«Можэт, бросить курить?..»
А один случай врезался в память моему собеседнику. Однажды забрал Георгий Джилавяна из аэропорта «Кольцово», прилетевшего после отпуска в Минводах… Всю дорогу Завен Сумбатович переживал, что оставил в такси перед самолетом целый рюкзак дефицитных папирос. Переживал, переживал, а потом повернулся к молодому водителю и спрашивает: «Можэт, бросить курить, как считаешь, дарагой?» И бросил… А Георгию как-то совестно стало, и тогда он тоже с куревом завязал.
— Это было очень характерно для доброжелательного и открытого Джилавяна, — делится Георгий Сергеевич. — Он никогда не кричал и не отчитывал людей, а взывал к совести и разуму. Если на стройке кто-то работал спустя рукава, Сумбатович, нахмурив брови, говорил очень вкрадчиво: «Па-аслушай, ну нэужели нельзя работать по-другому?!» И всем становилось стыдно после этих слов.
Отеческой заботой и человеческим теплом «генерала стройки» запомнилось то время Георгию Подручному. Ровно год он прослужил под началом Джилавяна. Через год водителю Георгию поручили возить председателя горисполкома Михаила Владимировича Николаева.
Новоуральск не отпускает
Собственно, Джилавян и Николаев — два крыла в жизни моего собеседника. Оба были талантливыми руководителями и людьми с большой буквы. Срок службы солдата Подручного давно закончился. Но вместо положенных трех лет он отслужил почти четыре…
Однажды вместе с Николаевым они были в командировке в столице. Михаил Владимирович предложил молодому парню вместо себя побывать на выставке американских авто и билет дал. Там произошла судьбоносная встреча в жизни Георгия Подручного: он встретил свою Галю… Супругу и любовь всей его жизни. Она заканчивала институт и по распределению поехала в Свердловск, и влюбленные решили больше не расставаться.
Местом жизни выбрали Курган. Там и расписались. Без свидетелей и родителей, очень скромно. В Кургане Георгий поступил в институт. С утра до вечера работал водителем автобуса, а вечером учился.
Галя была дипломированным специалистом. Но случилась беда: у Гали умер отец. И только незадолго до смерти своего папы Галя призналась избраннику, что ее семья живет в Свердловске-44, а ее отец не кто иной, как тот самый Михаил Владимирович Николаев, у которого Георгий работал водителем несколько лет!
Как так произошло и почему случай свел в Москве двух жителей закрытого города, лично для меня осталось загадкой, но факт есть факт. Молодые вновь перебрались в Новоуральск (Свердловск-44), чтобы помочь Галиной маме, да тут и остались…
Георгий поступил в МИФИ на факультет «автоматика и телемеханика», вновь круто поменяв свою судьбу. Он пришел начинающим специалистом на приборный завод, в цех 17, и отдал служению градообразующему предприятию 49 лет своей жизни. На пенсию Георгий Сергеевич вышел в 71 год.