Поводом для этой публикации стали воспоминания, навеянные фотографиями на стендах, рассказывающих об истории города. Эти фотографии размещены на автобусных остановках в рамках проекта Новоуральского историко-краеведческого музея «Остановка с историей».
Автор настоящих воспоминаний — ветеран труда УЭХК, член ПОНП Жанна ТАРАСОВА — «заглянула в глубины» истории Новоуральска на автобусной остановке «Кинотеатр «Родина». Именно здесь, рядом с бывшим кинотеатром, а ныне Детской библиотекой, она прожила более 70 лет, из них более 30 проработала на УЭХК: контролером ОТК на производстве фильтров (объект 58) и лаборантом в лаборатории критических масел в отделе 25.
И вот что рассказала мне Жанна Павловна.
— Наша семья переехала в Верх-Нейвинский из города Кыштым в 1946 году. Мне тогда было 8 лет, а моему брату Виктору — 12. Наш отчим Наум Григорьевич Кравчук по поручению политотдела курировал ИТЛ-100, а мама, Клавдия Александровна Тарасова, работала директором «офицерской» столовой.
Столовая располагалась на улице Первомайской, рядом со зданием управления завода № 813 на месте, где сегодня находится выезд на мост через Бунарку с улицы Первомайской на Центральный проезд и на Заречную.
Первая и единственная в рабочем поселке в 1946-1948 годах рабочая столовая включала три зала разной вместимости: общедоступный зал на 40 посадочных мест, чуть меньше — «офицерский» зал, и совсем небольшой — «генеральский», а скорее, кабинет для vip-персон, интерьер которого был наиболее уютным, почти домашним, и даже был ковер на полу. Этот ковер, а также комнатные цветы в зале я помню очень хорошо.
В столовой не было запрета на продажу спиртных напитков, и в какой-то мере она восполняла отсутствие в поселке кафе и ресторана.
В те годы, когда на заводе № 813 шла подготовка к пуску первого в стране газодиффузионного производства, сюда, в Верх-Нейвинский, довольно часто приезжали в командировку видные ученые СССР, крупные руководители атомной отрасли и правительства. Несколько раз на объект приезжал глава ПГУ Лаврентий Берия.
Для таких важных персон в рабочем поселке была открыта небольшая гостиница в доме № 25 по улице Ленина. Старожилы помнят, что рядом, в доме № 23, было общежитие для специалистов завода (дом снесен несколько лет назад).
Так вот, когда Лаврентий Павлович селился в гостинице, моя мама доставляла туда еду — обеды и ужины под заказ. Конечно, перед затариванием в термосы еду она пробовала сама, а не доверяла шеф-повару. Делала она это потому, что шеф-поваром работал освобожденный зэк, по национальности немец, возможно, из числа поволжских немцев. Поэтому дегустацию блюд перед подачей vip-персонам ему не доверяли. Правда, на качество обедов жалоб не поступало, а значит, шеф-повар работал на совесть!
До переезда в каменный жилой дом в 1954 году наша семья проживала в бараках, и наш отчим держал собак. Причем никаких правил содержания собак тогда еще не существовало, и наш Дик свободно разгуливал по улицам поселка, ему не запрещалось заходить даже в столовую, где посетители, будучи в хорошем настроении, подкармливали Дика кусочками мяса, которые тот очень аккуратно снимал с кончика вилки, никак не касаясь ее, что приводило в восторг кормящих и «болельщиков». Искусству аккуратно и технично снимать кусочки еды с кончика вилки Дика научил его хозяин.
В 1948 г. на Театральной площади открылась столовая № 2 (ул. Ленина, 16), а в 1949 году была открыта столовая № 1 по ул. Ленина, 6, и «офицерскую» столовую закрыли. Моя мама ушла работать в ЖЭК, где проработала около 10 лет.
Вот какие воспоминания навеяла фотография со стенда «Остановка с историей».