Девять столичных режиссеров и преподавателей, в рамках творческой лаборатории Театра Наций, за пять дней провели с актерами ТМДК ряд мастер-классов и представили зрителям наброски для постановок, которые могут стать полноценными спектаклями нашего театра. Это стало возможным в рамках программы поддержки малых театров при участии Минкульта РФ и нацпроекта «Культура».
Абсурд и танец
Передать смысл пьесы Сэмюэла Бэккета, творившего в жанре «театра абсурда», и без того непросто, а режиссер Александр Шуйский взялся за совсем уж непосильную задачу — сделать это языком танца. Изломанная пластика, безликие персонажи, совершающие однообразные повторяющиеся движения под такие же зацикленные ритмы музыки в стиле техно, редкие монологи и давящая на психику атмосфера — словно ты оказался пациентом в палате умалишенных. Но это Бэккет и его послевоенная пьеса о том, что человек не помнящий своего прошлого, своих ошибок вынужден наступать на те же грабли. Зрители, впрочем, мало что поняли…
— Ничего не понятно, но красиво!
— Я буду думать... Этот процесс во мне запустили, и он идет.
А были и совсем не лестные, но честные отзывы: «Вы это для кого делали?
Покажите то, что людям хотелось бы видеть, а не то, что никому не понятно. Вы замахнулись на великие вещи и перегнули палку!»
В любом случае, этот эксперимент (а иначе его не стоит и воспринимать) показал громадный потенциал артистов балета ТМДК. Они реально могут все! Стоит подумать, как эти возможности использовать в репертуарных спектаклях.
Шарлотта Бронте и театр
Режиссер Максим Кальсин представил в качестве эскиза к спектаклю фрагменты оперетты «Джейн Эйр». Ну, это нам по плечу, это как раз для нашего театра! У нас для подобных постановок есть все — и опыт, и музыкальное сопровождение, и великолепно поющие артисты.
Впрочем, режиссер немного удивил: первое действие начинается... в фойе, где был задействован и балкон, и центральное пространство, и кулуары.
— Мы хотели немного пошалить — это же лаборатория, — говорит Максим. — Вот и взяли в союзники пространство театра, интерьер которого очень подошел к атмосфере спектакля.
Зрителям, конечно, показали не весь спектакль, а лишь ключевые сцены романа, и это было, наверное, правильно. Поскольку за короткий отрезок времени они окунулись в содержание известной истории, освежив в памяти бессмертное произведение Шарлотты Бронте.
В процессе обсуждения вскрылись разные мнения. Критик Галина Брандт, к примеру, эскиз не оценила.
— Удивительно, что мы в одном театре видим абсолютно разные постановки, — сказала она. — «Джейн Эйр» мне понравилась меньше. Такие опереточные приемы — это уже позавчерашний день. Все так серьезно, герои так нарочито фактурны — нет жизни. Если бы роман не читала, то и не стала бы этого делать.
Впрочем, новоуральские театралы с маститым столичным критиком не согласились:
— Нашему зрителю этот спектакль зайдет!
Любовь и цапля
Лабораторию Театра Наций в ТМДК закрывал показ эскиза спектакля «Цапля» режиссера Георгия Цнобиладзе по пьесе Екатерины Бронниковой. «Цапля» — это история семьи, которая, как говорил классик, «несчастлива по-своему»: глава ее, Паша, пытается доказать, что на хеттском языке можно писать стихи, его жена Аня на женских форумах ищет ответы на вопрос, как чувствуют себя женщины после аборта. Но однажды у них появляется... цапля. Она будет спать в картонных коробках, снесет пустые яйца и окажется носительницей хеттского языка. А потом все в этой семье рухнет (очень яркие в этой пьесе именно последние строки: «Врач сказал, у нее все срослось. А у нас? А у нас нечему срастаться...).Мнения зрителей после показа вновь продемонстрировали многополярность.
— Здесь нет любви!
— Эта пьеса полна любви!
— Живут два хороших человека, а счастья нет...
— Они просто ищут путь друг к другу, а цапля — триггер к этим поискам.
Подводя итог лаборатории Театра Наций, стоит отметить несомненную пользу от такого рода общения со столичными режиссерами для нашего коллектива. Артисты сразу подтянулись, освоили много нового в ходе мастер-классов, ну и продемонстрировали профессионализм, создав в течение пяти дней полноценные эскизы спектаклей.
P.S. Это, кстати, оценили и участники фестиваля «Реальный театр», состоявшегося на днях в Екатеринбурге. Для показов в офф-программе фестиваля были рекомендованы два эскиза: «В ожидании Годо» и «Цапля». Аплодисменты зрителей и весьма лестные отзывы критиков говорят о том, что вскоре репертуар ТМДК пополнится новыми постановками.