В городской поликлинике — аншлаг: внушительные очереди на фильтрах и в доврачебные кабинеты. «Стульев на всех не хватает — пациенты сидят на ступенях и толпятся в коридорах». Такие сообщения появились в городских соцсетях 19 сентября. Еще не было холодов, а горожане уже начали массово болеть… Мы встретились с главным врачом городской поликлиники Глебом МАРЕНКОВЫМ, чтобы обсудить, как медучреждение перестраивает работу амбулаторного звена в сезон простуд.
— Глеб Валерьевич, осень на Урал всегда приходит неожиданно. Готовы ли вы к очередному вызову?
— В этом году простудный сезон начался чуть раньше обычного — сыграли свою роль холодное начало месяца при отсутствии отопления, очередное повышение заболеваемости ковид-инфекцией. Чтобы наиболее эффективно оказывать первичную медицинскую помощь, мы перевели поликлинику на семидневный режим работы: теперь часть вызовов обслуживаем по воскресеньям, выезжая к пациентам с подтвержденным коронавирусом, его ежедневно выявляется примерно по 50 новых случаев.
— Как вы объясняете большие очереди на фильтрах и в доврачебные кабинеты?
— К сожалению, проблема с кадрами имеется. Ситуацию осложнило то, что одномоментно четверть работников поликлиники ушли на больничные: они тоже люди — от болезней не застрахованы.
— Сколько терапевтов сейчас заняты на приёмах?
— В филиале № 3 на приемах работают два участковых терапевта. Дополнительно повторных больных принимает врач-инфекционист. В филиале № 2 на приемах заняты два терапевта и два фельдшера. При большой загрузке этих филиалов кадры готов предоставить филиал № 1 городской поликлиники.
— А как выстроена работа фильтра? Ведь именно в филиале № 2 пациенты жаловались на длительное время ожидания…
— В поликлинике на ул. Ленина мы организовали временный фильтр с отдельным входом на 3 этаже, после роста заболеваемости расширили зону ожидания, освободив один кабинет, где поставили дополнительные стулья. И выделили на приемы еще одного фельдшера. По понедельникам, если будет такой же большой наплыв пациентов, в утренние часы будет выходить еще один специалист.
Понятно, что условия в филиале № 2 далеки от идеальных, но это решение временное. Ждем окончания ремонта фильтра в филиале № 3. Он будет способен вместить без лишней скученности до ста человек. Срок ожидания приема здесь будет сведен к минимуму.
— Знаю, что в городскую поликлинику пришло молодое пополнение. Какой фронт работ доверен молодым специалистам? Помогут ли они утолить кадровый голод?
— Всего к нам пришли 4 участковых терапевта. Один проходит стажировку в филиале № 2. Три молодых доктора завершили стажировку и приступили к самостоятельной работе в филиале № 3. Новичков мы направили на обслуживание вызовов нарабатывать опыт.
— Предположу, что количество вызовов выросло…
— Рост — в три раза! Если в летние месяцы поликлиника принимала ежедневно до 70 вызовов на дом, то, например, 21 сентября мы приняли 186 плюс 20 вызовов передали на «скорую помощь». На одного фельдшера сейчас приходится 30-32 вызова. Благодаря нашим молодым врачам нагрузку удалось снизить до 25-ти, но и это немало… К некоторым специалистам мы направляем поток повторных пациентов, чтобы снизить, насколько возможно, время ожидания. Это тоже важный аспект работы учреждения.
— Сколько же медперсонала задействовано на оказание неотложной помощи и хватает ли медикаментов?
— Сейчас на вызовах работают 8 фельдшеров и врачей. У каждого с собой — укладка с медикаментами, которые больным коронавирусом выдаются бесплатно. С лекарствами случаются перебои, но не более чем на день: здесь мы зависим от областного минздрава. Тем, кому во время выезда не хватило препаратов, медикаменты довозим по пути с другими вызовами либо привлекаем волонтеров.
— В августе городская поликлиника получила новые автомобили. Насколько они решили проблему обслуживания вызовов?
— Автомобили «Лада» сократили нашу потребность в помощи сторонних организаций, но не сняли до конца. Проблема в том, что водители тоже болеют, на прошлой неделе некому было сесть за руль. Выручили ситуацию машины и водители, предоставленные администрацией города, за что им спасибо — самая большая беда, когда случается простой кадров. Но, однозначно, таких ситуаций с приходом новых машин стало меньше. Ежедневно на оказание неотложной помощи выезжают до 8 автомобилей. При необходимости мы пользуемся услугами такси.
— Вы упомянули о гибкости в работе поликлиники. Можно об этом поподробнее?
— Как вы знаете, сейчас мы работаем в проектах Росатома. И одно из условий бережливых технологий — это гибкость, возможность быстро реагировать на изменения. Поэтому сегодня поликлиника должна перестроиться на гибкий режим, чтобы не было стены между ее филиалами, а проблемы решались более оперативно. Мы постоянно мониторим ситуацию, в том числе в соцсетях, отвечая на запросы граждан. Над кадровым вопросом стараемся работать постоянно: без людей решить проблему доступности нельзя. Так, в настоящее время трудоустраиваем фельдшера, в филиале № 2 планируем доукомплектовать доврачебный кабинет, чтобы вести здесь полноценный прием.
Скоро у молодых врачей закончится период адаптации, они войдут в рабочий график. Наша задача — удержать их всеми силами. В 2023 году планируется выпуск 20 фельдшеров, часть из которых придут работать в поликлинику. Как показала практика, и с приемами, и с вызовами на дом они хорошо справляются. И, я думаю, вопросы с оказанием неотложной помощи будут закрыты.