Может, для того, чтобы сформировать на них искусственные долги?
Вопрос необходимой величины платы за содержание и эксплуатацию жилья (СЭЖ) в многоквартирном доме все еще остается непонятным как для большинства жителей, так и депутатов.
Почему УЖК держится за дома?
Кто-то говорит, что сегодняшний уровень оплаты недостаточен и требует повышения, кто-то говорит совершенно обратное. При этом управляющая компания мертвой хваткой держится за каждый дом, даже с низкой оплатой за СЭЖ, не давая дому перейти в другую УК.
За пять лет своей депутатской деятельности я пытался разобраться в этом вопросе. Например, провел тщательный анализ расходов средств, собираемых с жителей на СЭЖ, по двум домам своего округа — Автозаводская, 5/1 и Советская, 10.
В обоих случаях УЖК «Новоуральская» не смогла документально подтвердить расходы собираемых с дома средств более, чем на 50-60%. В итоге около половины средств, собираемых с дома, уходит в какой-то «общий котел» компании и на дома не возвращается.
При анализе я использовал данные лицевых счетов, размещаемые на сайте УЖК. Затем, используя те же лицевые счета на сайте УЖК «Новоуральская», провел анализ задолженностей всех 24 домов своего округа 16 перед УЖК за десять лет. Получилась очень интересная картина.
Где дома-доноры?
Если на 31.12.2010 суммарный долг домов перед УЖК за выполненные работы по СЭЖ составлял 2,4 млн руб., то через 9 лет, на 31.12.2019, долг уже был равен 16,2 млн руб. И это при средней собираемости средств по домам за это время — 96,5%. Только 3 дома из 24-х на конец 2019 года имели совсем небольшой положительный остаток средств на своем счете.
Получается, что, в соответствии с отчетами УЖК «Новоуральская», на содержание и обслуживание 24 домов в округе № 16 УЖК потратила за 9 лет дополнительных средств аж 13,8 млн руб.
В начале 2021 года я обратился к главе города, тогда еще В. Цветову, с просьбой запросить в УЖК «Новоуральская» информацию об остатках средств на счетах всех домов в Новоуральске, находящихся в управлении УЖК и ее дочерних обществ. Очень хотелось понять, за счет каких домов–доноров живет округ № 16? Откуда поступают средства на содержание его домов?
Администрация города весной прошлого года дважды направляла запросы в УЖК «Новоуральская», которые так и остались без какого-либо ответа.
А примерно через месяц после второго запроса руководитель УЖК закрыла свободный доступ к лицевым счетам всех МКД на сайте компании. Теперь доступ к лицевому счету конкретного дома может иметь только житель этого дома при условии регистрации его на сайте УЖК с использованием паспортных данных. Посмотреть лицевые счета других домов, тем более проанализировать весь округ или город, невозможно. Хотя в том же Екатеринбурге любой человек может посмотреть данные по любому дому.
Чего испугалась УЖК?
Почему УЖК закрыла доступ к информации? Ответ очевиден. Если провести анализ всех домов в городе, то система обмана жителей, выстроенная за много лет руководством УЖК, была бы полностью раскрыта.
На деле большинство домов в городе на бумаге загоняются в долги путем указания в лицевых счетах услуг, по факту не выполненных. Это также подтверждают десятки активных жителей города, которые, начиная разбираться с лицевым счетом своего дома, сразу сталкиваются с многочисленными приписками. Оказалось бы, что на бумаге дома в городе суммарно должны УЖК сотни миллионов рублей. И тогда бы возник следующий вопрос об источнике этих денег, за счет которых УЖК «поддерживает» наши дома. Где тот бизнес г-жи Ислентьевой, из которого она переводит деньги, чтобы только «хорошо» обслужить, поддерживать в надлежащем состоянии наши дома? Очевидно, что денежный поток здесь направлен только в противоположную от наших домов и жителей сторону.
Лично я совсем не расстроился, что как депутат больше не имею доступа к лицевым счетам домов своего округа. УЖК своим действием полностью подтвердила мои предположения о ее нечестности. Да и какой смысл анализировать кучу цифр, которые не имеют отношения к реальности.
Для чего нас загоняют в мнимые долги?
Здесь может быть несколько причин. Например, с чем сталкивались многие жители, которые обращались с просьбами в УЖК — выполнить какие-то работы в доме. Зачастую УЖК отказывалась их выполнять из-за «накопленного» долга на доме, предлагая делать работы по Приложению № 4 к договору управления домом, то есть за дополнительную оплату.
Другая причина может быть более серьезной и, на мой взгляд, давно уже должна была заинтересовать правоохранительные органы.
До 2020 года, как известно, жители платили за коммунальные ресурсы (холодная и горячая вода, отопление) вместе с оплатой за СЭЖ в УЖК, которая затем уже платила за них ресурсоснабжающим организациям (РСО).
В то время годовой бюджет УЖК «Новоуральская» составлял около 1,5 млрд рублей. А теперь представьте: все платежи приходят в один кошелек, из которого УЖК «расходует» средства на СЭЖ в соответствии с лицевыми счетами домов, а уже оставшуюся часть оплачивает РСО. Завышая расходы на СЭЖ на бумаге, УЖК тем самым могла недоплачивать РСО за поставляемые ресурсы, что и приводило к постоянному росту задолженности УЖК перед ними, которая, по многим оценкам, в 2-3 раза больше неплатежей жителей. При этом в годовых финансовых отчетах УЖК всегда показывала небольшой убыток от своей деятельности в несколько миллионов рублей.
Считаю, что данное предположение должно быть тщательно исследовано компетентными органами.
Нужно ли повышать плату за СЭЖ?
В январе 2021 года на думской комиссии по вопросам ЖКХ обсуждался вопрос о необходимости увеличения платы за СЭЖ для более чем 190 домов города, которые все еще живут по старым тарифам, не измененным на общих собраниях жильцов. Вопрос был инициирован УЖК «Новоуральская».
Тогда на комиссии мною было отмечено, что в округе № 16 нет домов, которые еще не повысили тариф на общих собраниях относительно постановления администрации № 2514-а 2011 года, но при этом долги перед УК по домам все равно заметно растут. Для повышения прозрачности УЖК перед жителями предложил в решение комиссии внести следующее:
-
Вопрос повышения стоимости платы за содержания жилья может рассматриваться только после повышения прозрачности расходования средств управляющими компаниями. Как можно говорить о повышении, если сейчас жители не понимают, куда уходят их деньги?
-
Для каждого МКД необходимо обосновать и утвердить индивидуальную стоимость СЭЖ, учитывающую особенности дома, состояние и т.д. (в соответствии со ст. 3, ПП РФ № 416 от 15.05.2013), пример — ЗАТО Лесной.
-
Необходимо организовать учет показаний общедомовых приборов учета при начислении платы за все коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ст. 156, ч. 9.2. ЖК РФ, ст. 44 ПП № 354).
-
Необходимо обнулить «долги» жителей перед ООО «УЖК «Новоуральская», определенные в финансовых отчетах как разница между «начислено» и «израсходовано», вследствие несоответствия их действительности.
К сожалению, все эти предложения были отвергнуты руководством УЖК «Новоуральская».
Олег ЕЛИСТРАТОВ, депутат Думы НГО, председатель комиссии по вопросам муниципальной собственности и ЖКХ