Галине Михайловне Новиковой — 75 лет!
Учительской профессии Галина Михайловна посвятила 40 лет. На ее долю выпало самое трудное время реформ в городской системе образования. Но именно с именем Галины Новиковой связано формирование того, что сегодня мы называем Новоуральской школой. Она по-прежнему востребована: Галину Михайловну приглашают в школы на классные часы и уроки.
Мы встретились с Галиной Новиковой в канун ее большого юбилея. И провели классный час, а точнее два классных (от слова «классно»!) часа. Она — прирожденный оратор, просвещенный человек, большой интеллектуал. Беседовать с Галиной Михайловной — в удовольствие: говорит образно, эмоционально, страстно, вкладывая в каждое слово глубокий смысл, побуждая собеседника задуматься над сакраментальным. В беседе наша гостья, в частности, рассказала, кто оказал влияние на формирование ее характера и кто заложил страсть к учительству.
Семейные Раритеты
— Я — ровесница комбината, родилась и выросла в Новоуральске. Большое влияние на меня оказала семья, мои родители. На их долю выпала Великая Отечественная война. Папа участвовал в Сталинградской битве, освобождал Освенцим, брал Берлин. Мама с 14 лет работала на военном заводе, делала снаряды. Родители пережили голод, холод, лишения, но не утратили жизнестойкости и веры в будущее. В 1948 году приехали строить наш комбинат.
Не успев получить достойного образования, они стремились наполнить дом книгами, выписывали массу журналов. Так была собрана большая библиотека, вся классика русской литературы. По этим книгам учились я и мой брат, а в дальнейшем — мои сын и внук.
Жили мы в доме № 49 по улице Победы. Сейчас это улица Ленина, 49. А чуть выше, в доме по улице Мичурина, находился книжный магазин — мы с ребятами часто бегали туда. Однажды папа купил книгу Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Всего 54 страницы, но какой глубокий смысл был заложен в произведении — ради чего живет человек! Шел 1956 год, я училась в первом классе и прочла роман. На полях поставила отметку «5-». (Уже тогда я хотела ставить оценки). Сегодня этот роман я изучаю с десятиклассниками. Исследователи считают его лучшим произведением Толстого.
Еще одна бессмертная книга — рассказ-эпопея Михаила Шолохова «Судьба человека», купленная родителями в 1957 году. Это книги-раритеты, их я приношу на классные часы: они — лучшие примеры нравственного воспитания молодежи.
Выбор сделан!
— На выбор жизненного пути, конечно, повлияла встреча с замечательными учителями. В 60-е годы в город приезжали выпускники московских и ленинградских вузов. Это были удивительные люди с прекрасным столичным образованием. И не важно, какой предмет они вели. К примеру, Людмила Варламова, учитель химии, так нас воодушевила, что многие одноклассники после школы решили посвятить жизнь этой науке. И я получила удостоверение химика-лаборанта второй категории. Ирина Фадеева, мой классный руководитель, на уроках так преподносила литературу, что в этом мы увидели искусство! А после уроков не спешили домой, а вслух по очереди читали роман «Поднятая целина».
Это Ирина Михайловна водила нас по музеям и театрам. Это с ней всем классом мы отправились в Ленинград и ждали главной экскурсии — в Институт русской литературы (Пушкинский дом). Увидев рукописи наших классиков, музейные экспонаты, я поняла — выбор сделан, здесь мое место. Этот выбор — литература! Ирине Фадеевой я говорю спасибо за свою счастливую судьбу, за любовь к чтению и изучению литературы, за ту незримую привычку к постоянному духовному обогащению, к поиску и совершенствованию.
«Деточка, а у нас из учителей — очередь...»
— Когда в 1972 году после окончания пединститута я вернулась в город, меня встретил начальник Управления образования Алексей Сивачев. «Деточка, — сказал он, — у нас из учителей огромная очередь, вы будете 36-й». Григорий Завада похлопотал, чтобы меня взяли в юношескую библиотеку. А поскольку вакансии библиотекаря не было, оформили как уборщицу-сторожа. Меня распирали знания, а я была вынуждена выдавать книги… «Я могу делать литературные обзоры для учителей», — предложила однажды. Это была отдушина.
В 1975 году была построена новая школа № 56. И моя дорогая Людмила Нетребина, зная мой потенциал еще по школе № 57, пригласила работать в свой коллектив. Мне были доверены два седьмых класса. Здесь незаметно пролетели восемь лет. Потом была школа № 43 и уроки русского языка и литературы в старших классах. Здесь довелось поработать и завучем, и директором. Получила звание «Отличник народного просвещения». Некоторое время преподавала в физико-математической школе, открытой при МИФИ-2.
Лебединая песня
— В 1987 году жизнь моя круто изменилась: начальник Управления образования Геннадий Семенов предложил стать его заместителем. Это было удивительное время: началась ломка советской системы, от однообразия школ советских мы переходили к многообразию образовательных программ. Реформы шли одна за другой. Эти процессы нужно было направить в нужное русло. Я руководила обновлением содержания в школах. В 2004 году стала начальником Управления образования.Галина Новикова:
— Наша профессия — духоподъёмная. Она учит воспринимать мир человека во всём многообразии, жить не только сегодня и сейчас, но и смотреть в бедующее, вершителями которого будут сегодняшние ученики.
В ходе реформ в городе была выстроена уникальная система учреждений дополнительного образования: 4 спортивные школы, экологический центр, школа юных моряков, ЦВР, СЮТ. Был создан центр профориентации.
Мы стремились выстроить взаимодействие со всеми сферами города: с учреждениями культуры, здравоохранения, УВД, юстиции.
Нам удалось установить теснейшую связь между российской наукой и педагогами. И это то, что я считаю своей лебединой песней. В Новоуральск приезжали ученые, академики, авторы учебников, директора московских школ. На наших площадках они внедряли передовой педагогический опыт. Все это были слагаемые высокого качества образования наших детей. А итогом колоссальной работы стало то, что мы сегодня называем Новоуральской школой!
На голом нерве...
В 2011 году я приняла непростое для себя решение: уйти. Случилась оптимизация: закрывались школы, сокращались школьные кадры, сливались учительские и детские коллективы. «Голый нерв» пульсировал, когда меня не понимали коллеги, когда обстоятельства были сильнее твоих возможностей. И лучше было все бросить, чем участвовать в том, чего не понимал ум и не принимало сердце. Это непростая пора моей жизни. Но и она завершилась.
Сегодня Новоуральская школа работает стабильно, имеет хорошие результаты, признана в области, о ней знают в России. Значит, жизнь прожита не зря: все оставлено школе, детям. Я с достоинством принимаю свою жизнь, спокойную и размеренную. А если зовут в школу, говорю о тех, кто меня взрастил, о наших новоуральских учителях. Говорю о книгах, о литературе. И верю, что придут времена, когда наши дети снова будут читать и искать в книгах ответы на свои вопросы.
Ценить каждый день
Хочу показать вам один из моих дневников. Это с подачи Ирины Фадеевой я начала вести «Дневник читателя». Этот — за 10-й класс. Что я тогда читала? Древнегреческих писателей — «Одиссею» Гомера, «Прикованный Прометей» Эсхила, французских классиков — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле… Сегодня у меня много таких дневников. Я читаю и размышляю. Это так интересно! Главное мое занятие на пенсии — созерцание. Да, сейчас я мало появляюсь в обществе. Выработала новое правило жизни: не мельтешить, избегать житейской суеты. Осталось не так много времени. Надо ценить каждый день. И наполнять его чем-то важным. Думать о собственном нравственном и духовном здоровье. Я включаю музыку — у меня собрана вся мировая фонотека. Я беру книги — читаю и перечитываю, открывая для себя что-то новое... Прочла четвертый том «Войны и мира» с карандашом в руках. Вот список из ста книг — хочу успеть узнать как можно больше!