От бабушкиного стола к студии винтажной мебели. Такой путь за несколько лет прошла жительница Новоуральска Анна Мальнева.
Дизайнеры интерьеров в один голос утверждают, что мебель советской эпохи сейчас в тренде. А героиня рубрики «Я остаюсь!» признается, что для нее винтажные столы и стулья — это не дань моде, а способ подарить им вторую жизнь.
— В современных квартирах все чаще появляется мебель советской эпохи, винтаж — на пике популярности. Как вы пришли к реставрации советской мебели?
— Когда мы стали строить свой дом, я поняла, что мебель у нас должна быть особенная. Так получилось, что я часто вспоминала бабушкин круглый стол, который остался на проданной даче. С ним связано много воспоминаний. Бабушка с мамой жили бедно, купили этот стол в 1958 году. Понимаю, сколько и печали, и радости за ним пережито.
Набралась как-то храбрости и поговорила с новой хозяйкой дачи. Говорю: «Давайте я вам другой стол найду, а этот заберу, он мне очень дорог». Знаете, она меня поняла. Стол я забрала, почистила, пошкурила его, посмотрев, как это делают в соцсетях. Сейчас он у родителей стоит, но обязательно переедет в наш новый дом.
— Какой путь прошли от бабушкиного стола до студии винтажной мебели в Екатеринбурге?
— Я собирала интересную мебель, училась реставрировать для себя. В какой-то момент ее стало многовато, пришлось искать варианты, где бы она могла принести историческую пользу.
Старшая дочь Алина живет в Екатеринбурге, она и подыскала подходящую локацию в здании старой поликлиники. Там расположен филиал Музея истории Екатеринбурга. Мы вышли на руководство с предложением вписать нашу винтажную мебель в экскурсионный маршрут. Идея им понравилась, и под нашу ретрокомнату выделили помещение с эркерным окном и деревянной рамой.
Там мы и воссоздали обстановку одной реальной новоуральской комнаты.
— А что это за комната? Можете рассказать историю?
— Как-то нам предложили забрать старую мебель: сервант, кресло, стулья, два ковра и журнальный столик. Это была мебель ушедшей новоуральской жительницы Галины Ивановны. Она была учительницей, всю жизнь работала в 51-й школе. Мой папа у нее учился. Получается, что мы воссоздали ее комнату.
Думаю: вот, Галина Ивановна, посмотри, комната живет, здесь хорошо, сюда приходят на экскурсии, здесь предаются своим воспоминаниям.
Молодые актеры в этой комнате организовывали перформансы, снимали фильмы. В комнате Галины Ивановны прошло много фотосессий. Молодежь любит винтаж, вот эти обшарпанные стены, деревянные рамы, этот облезлый паркет! Не знаю, что их привлекает, но это факт.
— Как вы все успеваете: работать инженером, реставрировать мебель, строить дом, проводить в Екатеринбурге мастер-классы?
— У нас семья дружная! Алина — моя правая рука и полноценный партнер, она взаимодействует с креативным сообществом и покупателями.
Ее руками делается уют и великолепный визуал. Она — лучший фотограф, лучший помощник и лучшая дочь!
Так, совместными усилиями в конце прошлого года наш проект «Студия винтажной мебели «А7» стал победителем фестиваля креативных проектов Екатеринбурга в «Домне», что позволило нам развиваться дальше. Да и я за это время наработала опыт по реставрации.
Кресло культового чешского дизайнера Михаэля Шумана. Продумана каждая выемка каркаса и подлокотников
— В каждый восстановленный предмет мебели вы вкладываете душу, это чувствуется.
— Меня вдохновляет идея сохранения семейных ценностей. Бывают такие истории, которые проходят и через мою семью. Она у нас теплая, мы дорожим друг другом. Мои любимые родители Геннадий Иванович и Ида Владимировна Григорьевы выросли на «Максимке», улице Максима Горького.
Все их детство там прошло. Недавно мне предложили посмотреть мебель именно в том подъезде, где вырос папа. Мы, конечно, поехали вместе. Он принарядился, я чувствовала, что для него это волнительно.
Встретились с хозяйкой квартиры. Она уехала из города больше 50-ти лет назад, сейчас в Москве живет. Папа увидел ее и говорит: «Зоя, Зоя, ты меня помнишь?» Разговорились они, вспомнили общих знакомых. Это было так трогательно! Они разглядывали вещи, вспоминали, как играли вместе.
За такие истории я и люблю свое дело. Вот так, обычные вещи через полвека помогают обрести связи и помочь людям найти друг друга. Винтажную мебель и приобретают, чтобы она согревала душу. Когда я слышу: «такое кресло было у меня в детстве», «такие стулья жили в моей семье», понимаю, что это не просто предмет, а частичка семейной истории. Когда мне удается связать поколения, я счастлива.
— Как мебель попадает в ваши руки?
— В Новоуральске много винтажной мебели: Чехословакия, ГДР, Румыния, иногда Венгрия попадается. Часто нахожу стулья или кресла на свалке.
Это так больно… Нашла кресло германское, производство фирмы «Гера» 60-х годов, оно после восстановления перекочевало с новоуральской мусорки в крутой проект. Теперь оно живет, красуется среди модной тусовки. Это же классная судьба!
А бывает, вообще сжигают. Ну не жгите вы этот стул! Это же друг вашего дедушки или вашей бабушки, люди с ним жизнь прожили. А кто-то его годами ищет и ждет как сокровище. Сейчас, конечно, мне уже чаще звонят и просят забрать. Никогда не беру бесплатно.
Люди порой даже не знают, что у них в руках дорогая вещь, а я не хочу обманывать.
— Что бы вы хотели сделать здесь, в Новоуральске?
— Не отпускает мысль о необходимости сохранения и реставрации зданий. Нужны статусы объектов культурного наследия и признание их памятниками архитектуры.
Очень переживаю за здание почты на Ленина, 51, здания второй поликлиники и бывшей вечерней школы.
В перспективе не исключаю возможности проводить обучение основам реставрации для новоуральской аудитории.
— По традиции нашего проекта продолжите фразу: я остаюсь, потому что...
— Я остаюсь, потому что мне здесь хорошо, здесь мой дом, здесь мое прошлое и, надеюсь, мое будущее. Я люблю этот уютный город, я люблю свою семью, здесь моя история.