По данным Новоуральского центра занятости, сегодня в базе 723 вакансии по рабочим специальностям.
Низкая безработица побила все рекорды. Летом этого года, по данным Росстата, ее уровень в стране снизился до 2,4%, что стало историческим минимумом за всю историю наблюдений. В чем опасность низкой безработицы и как работодатели Новоуральска привлекают сотрудников?
Кадровый голод усиливается
Когда по России зафиксировали рекордно низкий процент безработицы, почти 120 предприятий новоуральского городского округа были в поиске новых сотрудников. В атомграде официальный уровень безработицы достигает 0,45%. К примеру, за первое полугодие 2024 года в городской центр занятости обратилось 405 человек, 230 — смогли найти работу.
Но, как показывает практика, эти цифры — не показатель. Официально в центр занятости обращаются далеко не все: одним необходимы справки, другим — пособия, третьим — статус безработного. Чаще новую работу ищут через знакомых, сайты с объявлениями или рекрутинговые компании.
Низкий уровень безработицы принято воспринимать положительно. На первый взгляд, гораздо лучше, когда каждый может найти работу. На самом деле, низкие цифры говорят о проблемах. По мнению экспертов hh.ru на Урале, большинство компаний сейчас вынуждены работать в условиях дефицита кадров, независимо от отрасли и численности персонала. Кадровый голод сохраняется в самых массовых сферах: производство, продажи, розничная торговля, транспорт, сообщает директор Уральского представительства hh.ru Оксана Сидлецкая.
— Порядка 85% работодателей назвали дефицит кадров главной проблемой 2024 года. Мы четко видим, что соискатели стали понимать, что они — дорогой товар на рынке труда. Дешево, условно говоря, продавать себя они не хотят, это относится не только к зарплатам, но и к условиям труда. Многие компании не готовы к таким запросам со стороны соискателей, поясняет эксперт.
Кадровый голод является общей проблемой для всей страны. Регионов с избытком трудовых ресурсов нет. И если раньше за соискателей боролись отдельные компании, то сегодня борьба вышла на уровень субъектов федерации.
Аукнулся «русский крест»
Проблема назрела давно. Демографическую яму, в которую страна рухнула в 90-х годах прошлого века, специалисты именуют «русский крест». Тогда и случился обвал рождаемости, результаты которого мы сегодня наблюдаем. Из-за недостатка рождаемости в середине 90-х, оттока населения, сегодня на рынке труда не хватает молодых людей в возрасте 30 лет.
— Проблема с кадровым голодом напрямую связана с тем, что нас просто в свое время мало родилось. Если мы посмотрим на демографические данные, то увидим, что в ближайшие 7 — 10 лет больше населения в нашей стране не станет, — подчеркивает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда управления персоналом УрГЭУ Светлана Долженко.
Как отмечают специалисты, есть еще незначительные тренды, которые привлекают молодежь: фриланс и разные формы непостоянной работы. Компаниям все тяжелее нанимать людей в штат. Работодателям приходится адаптироваться к новым условиям рынка, объясняют представители рекрутинговых компаний. На первый план выходит найм без гендерных и возрастных предубеждений. К примеру, в этом году впервые работодатели стали внимательнее присматриваться к соискателям поколения 70-х и 80-х годов рождения и студентам.
Фото из архива «Фудисон»
Опытные кадры, молодёжь и «плюшки»
Новоуральску сегодня требуются все: от горничной до артиста. Дефицит кадров сложился в самых разных сферах. Профессионалы уходят на пенсию, а новые специалисты возраста от 20 до 40 лет не спешат в найм или ещё не выросли. Конечно, не лучшим образом, отмечают эксперты, сказывается и особый статус города.
Рынок труда ЗАТО напрямую зависит от специфики локации и влияния экономических, демографических и социальных факторов. Сказывается и общероссийская ситуация с отсутствием рабочих рук, и ее сложно скорректировать за счет приезжих. С другой стороны — есть проблема трудовой миграции: невостребованные специалисты вынуждены искать работу за пределами города.
Это подтверждают и в новоуральском филиале «Фудисон». Свои тяжелые времена ресторан пережил в ковид, рассказывает директор Владимир Николаев. Сейчас тоже приходится перестраиваться, менять подход к выбору персонала.
«Раньше был, конечно, возрастной критерий. Мы старались брать людей от 18 лет, желательно с опытом. Сейчас понимаем, что их все сложнее найти.
В прошлом году решили приглашать на подработку студентов и подростков от 14-15 лет. Этим летом у нас хорошо получилось поработать, человек 8-10 с удовольствием осваивали новую профессию. Кроме этого, стали организовывать мастер-классы. Молодежь проявляет интерес к приготовлению роллов или пиццы», — делится опытом Владимир.
Компании Новоуральска идут на многое, чтобы привлечь сотрудников. В объявлениях о приеме на работу предлагают не только хорошие зарплаты, но и вполне приемлемый соцпакет: специальное обучение и комфортную адаптацию, доставку к месту работу и обеды, медосмотры и корпоративные праздники.
Прогнозы по безработице остаются на уровне 2,6% до 2027 года. Это значит, что в ближайшее время проблема кадрового голода будет актуальной. Что касается нашего города, директор Уральского представительства hh.ru Оксана Сидлецкая рекомендует развивать свой HR-бренд: создавать уникальную идентичность Новоуральска, мотивировать молодежь и привлекать сторонних специалистов. Для атомграда с крепкой историей и развитой инфраструктурой такая стратегия может стать вполне успешной.
Наталия Петрова, специалист по кадрам ООО «Уральский завод капитального ремонта»:
— Проблема кадров родилась не вчера, ее «ноги растут» из 90-х. Мы работаем в Новоуральске в статусе резидентов ТОСЭР более 5 лет, и все эти годы проблему ощущаем. Долгое время рабочие профессии считаются незаслуженно непрестижными. Сейчас работа ищет людей. Чтобы привлекать сотрудников, стараемся поддерживать репутацию компании. Стимулируем своих работников, создаем комфортную атмосферу в компании.
Можем похвастаться: у нас низкий процент текучки. Проводим работу со студентами, сотрудничаем с Новоуральским технологическим колледжем. Взаимодействуем с пенсионерами — даем им возможность быть полезными и востребованными, у них открывается второе дыхание.
Владимир Заболотских, руководитель предприятия «Газобалонное хозяйство»:
— Предприятие занимается газобаллонным хозяйством больше 30 лет. Обеспечиваем население любым видом газа: пропаном, гелием, ацетиленом. Начинал сам грузчиком, бухгалтером, водителем, экспедитором. Как на ноги встал, пришлось людей искать. Люди у нас, сами знаете, работать не любят. И до сих пор такие.
Конечно, раньше легче было. Сейчас в Екатеринбург уезжают работать, в лучшем случае. В худшем — любят выпить, хотят частичную занятость. Мужик должен мужиком оставаться, а не выпивохой, я так считаю. Часто даю объявление в газету, ищу сам по объявлениям. Приходят и хотят сразу 100 -150 тысяч на должности водителя. С кем работать? Молодые часто даже баллон не могут поднять. Найду работящих ребят, буду платить.