Из заседания, на котором подвели итоги полугодия, стало ясно, что среди школьников не выявлено любителей наркотиков (психоактивных веществ — ПАВ). Что матерей, замеченных в потреблении наркотиков, лишают родительских прав. Что в наркологии ЦМСЧ-31 всё так же не разгребли проблемы после январского пожара.
Подростки не потребляют?
136 новоуральских школьников, попавших в группы риска по итогам тестирования на склонность к потреблению ПАВ, прошли медобследование. Потребителей наркотиков оно не выявило. Но выявило четырёх любителей алкоголя.
Напомним, что, по результатам проведенного в начале года социально-психологического тестирования, 139 школьников попали в группу высочайшего риска, 479 — в группу высокого риска, 230 — среднего, 2313 — низкого. А всего тестирование прошли 3155 школьников в возрасте от 13 до 18 лет.
Дело в том, что с этого года изменилась методика тестирования. Ранее разбивка по группам была более грубая, и самих групп было две — с явным риском и с латентным.
Родители потребляют
Председатель новоуральской комиссии по делам несовершеннолетних Галина Бронникова рассказала о работе с семьями с детьми, где родители замечены в потреблении наркотиков. Несовершеннолетних, состоящих в КДН на учёте по потреблению, нет. Как нет и подростков, состоящих на учёте по статьям о незаконном обороте наркотиков.
С семьями, где родители замечены в потреблении или незаконном обороте, ситуация иная. Таких на учёте пять. По четырём есть данные, что родители осуждены либо по статье 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение… наркотических средств), либо по 6.9 КоАП (потребление). По пятой семье есть сведения, что родитель потребляет.
При этом, как подчёркивает Галина Бронникова, говоря «родитель», надо иметь в виду мать, поскольку рядом с детьми в основном матери и в основном многодетные. И деньги у этих матерей, по данным КДН, точно есть, поскольку они либо получают пособия на детей, либо, например, находятся замужем за участниками СВО. Суды возлагают на них обязанность пройти лечение от зависимости, но, по данным КДН, они к этому не стремятся и даже уклоняются, хотя это грозит лишением родительских прав.
Родителей лишают прав
В Управление соцполитики НГО в первом полугодии 2024‑го поступило 22 письменных и 39 устных сообщений от граждан и организаций о фактах неблагополучия в семьях. В том числе о двух фактах потребления родителями ПАВ. По этим же сообщениям в потреблении был замечен один подросток. Всю информацию передали в полицию.
Как отметил руководитель Управления Павел Петраков, на сегодня потребление родителями наркотиков и алкоголя является причиной социально опасного положения в 52 семьях. В основном, конечно, алкоголя.
В январе-июне в суд были направлены три материала с требованиями о лишении родительских прав в защиту 10 детей. Одну мать с четырьмя детьми уже ограничили в правах, одну лишили родительских прав. Было подано и два заявления в защиту 4 детей об ограничении в правах двух родителей. Одно уже удовлетворено судом.
Великая тайна ЦМСЧ
Какие проблемы есть в сфере профилактики? Обобщённо говоря, их три: острая нехватка кадров, плохой обмен информацией всеми сторонами, проблемы с лечением от зависимостей в ЦМСЧ-31. Например, в подразделении по делам несовершеннолетних полиции, как прозвучало на комиссии, по штату должно быть 8 человек на имеющуюся численность населения, а по факту — 3. Про медиков и говорить нечего, настолько плохо всё в ЦМСЧ-31. Более того, на конец июня так и не был закончен ремонт отделения наркологии, в котором в январе 2024-го произошёл пожар. Количество коек тогда резко сократили до 10-ти, а всех пациентов переместили в психиатрию. Что касается обмена информацией, то, как подчёркивают и в Управлении образования, и в КДН, с обменом, в первую очередь с ЦМСЧ-31, всё плохо.
— Везде по области органы здравоохранения являются активными участниками соглашений об обмене информацией. Но только не у нас. В ЦМСЧ ничего не скажут, потому что всё есть великая тайна, — отметила с горькой иронией Галина Бронникова.