«Нейва» продолжает проект, приуроченный к 75-летию атомной отрасли. Напомним, специалисты группы фондов научно-технической и управленческой документации АО «УЭХК» подготовили для публикации подборку архивных документов за период с 1946 по 1954 годы, рассказывающих о проблемах первопроходцев, тех, кто в тяжелейших условиях послевоенного времени создавал первый отечественный завод по обогащению урана.
Часть рассекреченных документов представлена в виде скан-копий, что позволяет увидеть оригиналы текстов со всеми правками, пометками и подписями руководителей, работавших в те далекие годы.
Приказ директора завода № 813 Александра Чурина от 11 ноября 1949 года № 21 ОП
Высшее политическое руководство страны требовало ускорения поиска выхода из создавшегося положения — невозможности получения урана-235 оружейной кондиции.
Ввиду того, что он не мог быть использован по прямому назначению — стать ядерным зарядом, было решено временно этот гексафторид урана складировать. В дальнейшем было предложено его использовать для подпитки завода Д-1 (диффузионный завод) с целью переработки в рабочий газ с концентрацией не менее 75%.
По предложению Б.В. Жигаловского, Н.А. Колокольцова, М.А. Ханина, одобренному академиком С.Л. Соболевым, было принято решение о проведении циклических режимов, при которых на первом этапе цикла нарабатывался 37-процентный продукт, а на втором этапе цикла этот продукт дообогащался до 75%.
В октябре — ноябре 1949 года опытный режим состоял из двух этапов:
1-й — с 19 октября по 28 октября, 2-й — с 28 октября по 11 ноября.
Концентрация рабочего газа, выданного в отбор за весь период данного режима, была близкой к 75%.
11 ноября 1949 года директор завода А.И. Чурин подписал «исторический» приказ, по которому и.о. начальника цеха 21 С.Г. Тиханов должен был сдать на склад четыре емкости с окончательным продуктом общим весом 341 грамм, а две емкости (12 и 76 граммов) передать в химико-технологическую лабораторию Управления № 27 А.А. Привалову «для промывки и извлечения окончательного продукта из смеси его с продуктами разложения», а «извлеченный из емкостей продукт оприходовать как окончательный».