Сегодня «Нейва» открывает новый проект, приуроченный к 75-летию атомной отрасли.
Именно в этот, юбилейный, для Росатома год специалисты группы фондов научно-технической и управленческой документации АО «УЭХК» подготовили для публикации подборку архивных документов за период с 1946 по 1954 годы, рассказывающих о производственных, технических, научных и социально-бытовых проблемах первопроходцев, тех, кто в тяжелейших условиях послевоенного времени создавал первый отечественный завод по обогащению урана.
Часть рассекреченных документов представлена в виде скан-копий, что позволяет увидеть оригиналы текстов со всеми правками, пометками и подписями руководителей и специалистов предприятия, работавших в те далекие годы.
Письмо директора завода № 813 А.И. Чурина начальнику Первого главного управления при СМ СССР Б.Л. Ванникову от 10 октября 1946 года о необходимости организации заводской лаборатории
Вопрос о создании заводской лаборатории впервые был поставлен директором завода № 813 Александром Чуриным буквально через несколько месяцев после начала работы дирекции предприятия — 9 (10) октября 1946 года.
А. Чурин сформулировал и задачи будущей лаборатории: стендовые испытания рабочих машин; испытания вакуумной арматуры и диффузионных фильтров; изучение коррозирующего действия рабочего газа на материалы; металлографические и механические испытания свариваемых образцов трубопроводов рабочего газа; автоматизация технологического процесса; проверка, наладка и ремонт контрольно-измерительных приборов и аппаратуры; обучение в лаборатории кадровых рабочих и ИТР на открытых каскадах машин.
Чурин настаивал на форсировании создания лаборатории и предложил рассмотреть вопрос о переоборудовании двух строящихся зданий казарм для её размещения.
Руководство Первого главного управления быстро отреагировало и согласилось с позицией директора.
Перечень задач лаборатории, сформулированных А. Чуриным в 1946 году, был заметно скорректирован пуском первого газодиффузионного завода.
Специалисты были вынуждены обратить самое серьезное внимание на решение проблемы потерь рабочего газа в диффузионных машинах и затратить много сил на контроль вакуумной плотности машин.
Первоочередной задачей стало измерение изотопного состава гексафторида урана в условиях промышленного производства.
В дальнейшем заводская лаборатория выросла в крупный исследовательский центр по изучению комплекса проблем, связанных с разделением изотопов урана.