«Нейва» продолжает рассказ о талантливой молодёжи Театра музыки, драмы и комедии.
Наш театр преодолел свой 70-летний рубеж. Отрадно, что за эти годы он сохранил интерес и любовь своих поклонников. Во многом благодаря ярким, талантливым артистам. Коллектив с годами молодеет, а это показатель здорового творческого начала. С некоторыми артистами хочется познакомить читателей «Нейвы» поближе. Сегодня наш герой — солист Александр КАНДАЛИНЦЕВ.
«Дед мне говорил: «Нужно бить в одну точку!»
— Александр, путь каждого артиста обычно начинается еще в детстве. Когда вы обнаружили в себе это призвание?
— Я рос в Екатеринбурге. Семья у нас хоть и не артистическая, инженерная скорее, но все были одарены музыкально: мама пела хорошо, играла на скрипке, у папы был красивый тембр голоса.
Дома звучали пластинки — всегда качественная музыка. Брат играл на баяне, и я тоже освоил этот инструмент. Закончил музыкальную школу, хотел поступать в музыкальное училище на эстрадный вокал, причем втайне от родителей — они считали, что нужно хорошую профессию получить, а музыка пусть будет хобби! Внаглую, всего за четыре дня до экзаменов, я попытался что-то подготовить. Неудачно...
— Но это вас, похоже, не остановило?
— Нет! Я, правда, поступил в пожарное училище, но и там занялся музыкой. Конечно, мы жили в казармах, ходили в наряды, на тушение огня выезжали. Но и выступления у меня уже были, большие фестивали — МЧС ведь очень серьезная организация, там даже самодеятельность на уровне! А после окончания училища мне предложили остаться и руководить работой клуба.
Параллельно я получал юридическое образование в Международном институте экономики и права, еще поступил в консерваторию. Вскоре настало время делать выбор — карьера офицера или артиста? На двух стульях ведь не усидишь! Как говорил дед, нужно бить в одну точку! И я выбрал творчество.
— Как же вы попали в наш театр?
— В консерватории учеба шла не всегда гладко: педагоги не могли определить, тенор я или баритон. Но все так или иначе мне помогли, от каждого я взял что-то важное. Я ведь не классический певец в чистом виде, люблю разные жанры — от оперы до эстрады и даже рока. Активно занимался организацией праздников когда-то, сам пел, выступал в кафе Дома актера.
Потом появился в моей жизни хор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Но я видел себя солистом, и в 2015 году решил прослушаться в ТМДК. Я знал про этот театр от коллег, он был на хорошем счету у профессионалов. Так и началась моя жизнь на новоуральской сцене.
— Как принял коллектив?
— Да прекрасно принял! Здесь мне до сих пор со всеми комфортно работать и приятно общаться. Начинал с концертов, играл Глашатого в «Пенелопе», а потом — сразу главная роль в «Труффальдино»! Очень полезным оказался опыт работы с режиссером Еленой Кузиной: в постоянном режиме поиска, так называемый «этюдный метод».
Роль сложная — много текста, вокала, пластики. А Елена Кузина требовала максимальной отдачи, по шесть часов репетировали! Может, было рановато браться за такое, но мне же доверили… Так что я старался!
— Кто еще помогал вам осваивать актерское ремесло?
— Было много срочных вводов в спектакли: заслуженный артист РФ Владимир Пухарев вводил меня в «Белую акацию» на роль Яшки-буксира, в «Цыганского барона» — на роль Стефана, которую сам когда-то играл (вручил мне собственноручно перепечатанную роль), и в другие спектакли. Так и набирался опыта от ветеранов сцены.
Огромную помощь в становлении оказал мне также друг и сосед по гримерке Павел Ртищев. Поддерживала добрым словом заведующая труппой Тамара Акулич. Неоценимы советы прекрасной актрисы и наставницы Ларисы Шакун. Всегда было приятно работать с главным дирижером Вячеславом Петушковым.
— Какие роли стали для вас важными ступеньками в профессии?
— Первый успех для меня — Бен Ган в детской сказке «Остров сокровищ»: я получил за эту роль диплом на фестивале «Ох уж эти сказки!» в Сарове. Потом был Остап в «12 стульях» — получил за него спецприз жюри фестиваля «Браво!». В этом году мне дали лауреата в номинации «лучшая мужская роль» за роль Генриха Азейнштайна в спектакле «Летучая мышь». Практически не было ни одной роли, с которой мне было бы легко, но все они повлияли на мое развитие как артиста.
— Многие обожают играть детские спектакли. Как обстоит с этим у вас?
— Я люблю играть сказки, они дают возможность максимально раскрепоститься, наладить контакт с маленькими зрителями. Тут можно импровизировать! Если ты все делаешь честно на сцене, то возникает моментальный контакт. Дети чувствуют, правду ты говоришь или нет. А артисту важно получать ответную реакцию от зрителя. Дети — самый непредвзятый и благодарный зритель. Так что призываю всех взрослых: приходите в театр, побудьте немного детьми!
Режиссер — это интересный опыт
— Кроме участия в спектаклях мы часто видим вас и в качестве конферансье. Какие еще амплуа вы осваиваете?
— «Дэнс-драма в стиле Гэтсби» дала возможность попробовать себя в качестве режиссера. Артисты балета Зоя Власюк и Андрей Серебрянников решили поставить хореографический спектакль. Создали номера, но не было связок, целостного сюжета. Мы с Виталием Гудовским и главным балетмейстером Натальей Володькиной написали сценарий, продумали логику, связки, декорации, световое решение.
Вместе мы думали над характерами героев — каждый персонаж важен, имеет свою историю. Такая получилась коллективная работа — на мой взгляд, удачная. И в концертных программах я теперь часто выступаю как режиссер. Руководство театра позволяет реализовывать себя, а мне это интересно.
— Вы вообще строго к себе относитесь?
— Да, я строгий себе судья, это в основном помогает, но иногда понимаю — нужно переключаться на что-нибудь другое, набираться впечатлений извне, чтобы потом реализовать их на сцене. И нужна гибкость восприятия, без этого не сможешь перевоплощаться в новую роль. Бывает, что уже с утра думаешь о предстоящей роли, которую необходимо сыграть вечером, а бывает — сосредотачиваешься только в гримерке перед спектаклем, в зависимости от образа, задач режиссера, количества текста, музыки, последовательности эпизодов.
— Если волнуешься перед премьерой, чем можно себе помочь? Как избежать профессионального выгорания?
— Можно сходить в кино, отвлечься. Я люблю спорт, покататься на велосипеде. Люблю латиноамериканские танцы, раньше серьезно этим занимался. Люблю путешествовать. В общем, нужно жить активной жизнью и искать всюду позитив.
Фото Юлии Сухачевой