Талантливые люди, как известно, талантливы во многом. А еще они — очень необычные, порой эксцентричные. Вообще, их привычки могут даже шокировать. Артист балета Театра музыки, драмы и комедии Илья Борисов — из их числа.
— Илья, ты работаешь в Театре музыки, драмы и комедии с 2006 года. Как получилось, что ты вообще здесь очутился?
— Это совсем неудивительно, если учесть, что родился я в… Новоуральске. Вернее, на тот момент в Свердловске-44. Просто наша семья в какой-то момент перебралась в Северск — такое же ЗАТО, куда маму пригласили на работу.
Я и учился, как большинство молодых людей в таких городах, на химика-технолога в промышленном колледже. Ну и попутно увлекся танцами.
Моя мама была балериной и обучала хореографии девочек из секции художественной гимнастики (можно сказать, что сначала я увлекся ими, а потом уж танцами!). Совмещал учебу с работой на полставки в местном театре. А потом вспомнил о корнях и отправил демокассету со своими танцами в Театр оперетты Урала. Мою кандидатуру одобрили. Так я и вернулся в родной город.
— Поначалу, наверное, было совсем нелегко на новом месте?
— Скорее непривычно. Меня сразу ввели в несколько репертуарных спектаклей — детские «Золушка» и «Волшебник Изумрудного города». До этого у меня опыта танцев именно в спектаклях не было. Пришлось многому учиться прямо во время работы — как располагаться на сцене, чтобы не перекрывать собой других артистов и не мешать им выполнять свои задачи, например.
Большую помощь мне оказала в то время ассистент балетмейстера Диляра Карпова. Немало я узнал и просто глядя на коллег — тогда в балете работали ребята постарше и уже с опытом.
— Есть у тебя любимые спектакли как у артиста балета?
— «Царь Горох» — веселый такой, незатейливый спектакль в стихах, который ставил Борис Лагода. Я танцую там одного из скоморохов. Очень нравилась «Пенелопа» Валерия Долганова — мне интересно все, что связано с историей древней Греции. Первую часть мюзикла «Аленький цветок» тоже выделил бы — там в сцене в таверне особая такая, «густая» атмосфера. И еще стоит упомянуть хоррор-драму “Пир во время чумы”, которую в качестве балетмейстера ставила моя коллега по цеху Зоя Власюк.
— Позже тебе стали доверять роли уже не только в балете. Почему так получилось?
— Я поступил в театральный институт на артиста драмы и кино. Уже учился на втором курсе и однажды подошел к ассистенту режиссера Ларисе Шакун, попросил попробовать меня в драматических ролях. «А почему бы нет?» — ответила она. С этого и началось.
Первая не балетная роль — Зайчик в новогодней сказке «Красный нос, Синий нос». А потом ролей было довольно много. В спектакле «А не пришить ли нам старушку?» я играю сержанта Джо Янки, в мюзикле «Аленький цветок» я — слуга Чудовища Умный Фантом, в «Последнем секрете Шехерезады» — волшебник Аль-Хазиф, в «Книге джунглей» — шакал Табаки и т. д.
Почему мне стали давать такие роли? Я быстро ввожусь в материал, свободно двигаюсь, у меня громкий «полетный» голос. Плюс яркая характерность — могу легко сыграть клоуна или злодея! Но, конечно, и работать есть над чем.
Над тем же вокалом, например.
Какие-то роли я люблю больше, какие-то меньше, но они все мне дороги, потому что это, в любом случае, отличается от работы в балете.
— А потом был опыт вне театра — ты ведь работал в городских СМИ. Почему решил попробовать себя на этой стезе?
— Зашел со знакомыми по их делам на несколько часов в телекомпанию, заинтересовался и остался на несколько месяцев. Работал внештатным сотрудником, рассказывал на городском телевидении и радио о событиях культуры, со временем мне стали давать и другие темы.
Мне всегда было проще выражать свои мысли на бумаге, так что с написанием текстов проблем не возникло. А умение монтировать видео пригодилось мне, когда мы в театре стали создавать короткие проморолики.
К сожалению, график работы в ТМДК не позволил мне и дальше заниматься таким несомненно любопытным делом.
— Я знаю, что ты стал автором текстов песен к нескольким постановкам нашего театра. Откуда еще и этот талант?
— Иногда я писал стихи к театральным капустникам и другим мероприятиям — к примеру, для проекта «Ночь в театре». Мы плотно общались с дирижером Кириллом Бузмаковым и завлитом театра Евгением Гаглоевым.
И как-то раз Кирилл предложил мне попробовать написать текст для баллады — он работал над спектаклем «Аленький цветок». Дал мне тему — нечто вроде легенды о замке Чудовища. Я попробовал, текст понравился, и на него появилась музыка. А Женя как раз занимался либретто к этому спектаклю, так что у нас сложилась такая крепкая творческая команда.
Над «Книгой джунглей» мы работали тоже вместе. Надеюсь, что это сотрудничество продолжится.
— Ты ведь несколько лет был председателем профсоюзной организации ТМДК. Насколько успешно?
— Да, два года. Во время выборов у части коллектива, конечно, возникли опасения, ведь мне было тогда 25 лет всего. Но я как-то справился.
Большую помощь оказал руководитель Муниципального духового оркестра Геннадий Соколов. Он был моим заместителем в профкоме, а по сути выполнял наставническую функцию. Не давил авторитетом и не вмешивался в мою работу, но помогал избегать ненужных ошибок, задавал верное направление.
Вопросы мы решали самые разные: материальная помощь для оказавшихся в трудной жизненной ситуации, новогодние подарки, встречи с ветеранами, путевки в детские лагеря, доплаты за наставничество, улучшение условий для молодых специалистов, компенсационные выплаты для технических цехов.
— Прошедший год в условиях пандемии внес свои коррективы в обычную жизнь — театр перешел в онлайн-формат. Ты как-то участвовал в проектах ТМДК?
— Я вообще домосед по натуре. Так что самоизоляция особо негативно на меня не повлияла. Монтировал видеоролики, что-то снимал — сюжетную часть «Дня танца на самоизоляции», например. Онлайн-проект интересен тем, что у артистов появилась возможность показать себя зрителям в новом качестве.
А вообще я читал книги, учился играть на гитаре, вспоминал подзабытый английский язык. В общем, год прошел достаточно насыщенно.
— Возможно, я раскрою секрет, но я в курсе, что у тебя дома живет змея...
— Вернее, удав. Почему такой выбор? Ну сами посудите — я артист, все время на репетициях или на гастролях. С кошкой или собакой из-за этого было бы тяжело, а домашнего питомца иметь хотелось. Потом это же все-таки экзотика.
И на самом деле змеи, не все, конечно, очень мирные существа, вас скорее цапнет кошка. Не зря ведь говорят: спокойный, как удав. Только не надо его хватать за голову и за хвост — это воспринимается как агрессия.
Содержать его просто — живет в контейнере на теплом коврике. Я ему дырки для воздуха просверлил, емкость с водой поставил. Кормлю его раз в две недели замороженными тушками мышей.
— Скажи, что за удовольствие иметь такого необычного питомца? Как ты его называешь?
— Я назвал его Данте. Вроде и он меня как-то воспринимает в качестве хозяина. Удовольствие? Знаете, наблюдать за тем, как он медленно переползает с места на место — это что-то вроде релакса. Помогает восстановить душевное равновесие после насыщенного рабочего дня.
— Есть творческие планы на этот театральный сезон?
— Безусловно, есть. И довольно серьезные. Но я пока остерегусь о них говорить. Вот произойдет, и сами все увидите!
Фото Алисы АРЧЕР