«Нейва» вновь отправилась в автоэкспедицию «Комсомольской правды», чтобы в знакомых местах найти незнакомые факты. Невьянск, Нижние Таволги, Нижний Тагил, Верхняя Салда - таков маршрут нашей автоэкспедиции в составе 16 редакторов и журналистов областных СМИ.
За два насыщенных дня и «жесткого тайминга» мы сумели получить море информации и побывать в том числе там, куда не ступит нога нашего читателя. Например, на производстве, где делают детали для «боингов».
А башня — живая
Невьянск. Первая остановка нашей автоэкспедиции.
Города — как люди. Каждый со своим лицом. Мне кажется, что Невьянск — город-старик. Он не суетится по мелочам, устало глядит из-под опущенных век, в его истории все уже было: пот, кровь, слезы, чеканка фальшивых монет, затопленные подвалы… Сколько угодно могут говорить экскурсоводы, что монеты и подвалы — легенды, которым нет подтверждения, его коренные жители знают — было!
Сегодня уже не первое на Урале чугуноплавильное производство, а Наклонная башня — главный символ Невьянска. Неотъемлемая часть музейного комплекса, ныне государственного музея.
136 тысяч туристов в год принимает Невьянская башня, 14 млн рублей зарабатывает. Из них 2-3 млн ежегодно, по словам генерального директора музея Марины Моревой, тратится на то, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии: ветра и влажность со стороны пруда портят фасад, заставляют ржаветь циферблат старинных английских часов 1730 года.
Наклоняется ли на самом деле наша Невьянская башня? Да. Как показывают замеры — ежегодно на сотые доли миллиметра. Но шахта внутри башни абсолютно (!) прямая, иначе не шли бы часы…
По мнению ученых, окончательного наклона башня достигнет к 2230 году — лиственницы, которые подпирают ее фундамент, окончательно упрутся в твердые слои и грунт перестанет проседать. Именно поэтому, чтобы снизить нагрузку на лестницы и перекрытия, в экскурсионных группах — не более 25 человек.
К башне в Невьянске — отношение как к живой. Вот уже 17 лет в первую субботу августа здесь отмечают ее день рождения. В этом году он собрал 19,5 тысячи человек.
Акинфий и… Пискуша
Еще одна местная достопримечательность — голуби, которые свили гнездо у соседнего Спасо-Преображенского собора. Как только распахивается дверь мастерской, где сегодня чеканят памятные монеты, голуби, прибрав крылья, гуськом шлепают на завтрак, обед и ужин.
- Акинфий, Ефимия, Прокофий, Григорий, Пискуша… — считают их вслух местные работники.
- А Пискуша почему? — спрашиваем. С первыми-то понятно — все имена из рода Демидовых.
- Да шибко много наплодилось, имен не хватает!
История Спасо-Преображенского собора тоже трагична. Возведенный в 1823 году, в 1930-х он был разрушен — из стен пытались добыть кирпичи. Не удалось — стены рушились в труху.
В советское время здесь был цех механического завода, а новая жизнь восстановленного храма началась в 2000-х и связана с именем директора завода Виктора Хохонова и губернатора Эдуарда Росселя.
Глубоко уходит корнями Невьянск в православную веру. Школа невьянской иконописи известна на весь мир. Невьянская икона — икона красоты, света и радости: «сплошное золочение, картинность и роскошность».
Поэтому не случайно появилась здесь иконописная мастерская, где иконы пишут уже современные мастера. Одна из икон — образ Богородицы «Умиление» — была преподнесена английской королеве Елизавете и находится сегодня в Букингемском дворце.
Несмотря на то, что «Дом невьянской иконы» — частное предприятие, горожане отдают ему в дар свои домашние старые иконы. Коллекция — потрясающая! Зайти полюбоваться может любой. Кстати, фотографировать нам их не разрешили. Ну и правильно. Перед иконами надо молиться, а не снимать.
Подложить свинью и не обидеть
Нижние Таволги, комплекс «Таволожская керамика» — следующая остановка нашего маршрута. Таволги — родина гончарного промысла. Как говорят историки, в 1887 году в Верхних и Нижних Таволгах в самом расцвете было 59 гончарных мастерских. Сегодня — две.
Гончарное производство существует здесь уже более 300 лет — красную глину берут за 1,5 километра, под Сербишино. Заготовленных летом 50 тонн хватает на целый год.
На полках в цехах полно крынок, кувшинов, фигурок. Часть получена формовочным способом, остальное — ручной труд. Именно этим нам сейчас и предстоит заняться!
Нас рассаживают по лавкам и каждому подкладывают свинью в прямом смысле этого слова. Ну, кому-то достались и динозавры. Наша задача — обрезать и затереть мокрой тряпочкой швы на еще мягких глиняных фигурках («аккуратнее! аккуратнее! што ж вы так намочили!») и разукрасить как душе угодно.
Я своему поросенку нарисовала зеленые штаны и желтую шапку — веселей глядеть. И уже через час-полтора нарядные поросята и динозавры выстроились в разноцветную шеренгу и подсыхали, пока нас кормили вкусным жарким в собственных же глиняных горшочках.
Так что знайте: если вы заказываете экскурсию, обедом тоже накормят!
Каланча? Маяк? Музей!
Нижний Тагил. Мне кажется, что в общей картине мира Тагил — город-мужик. Он спит стоя. Из его огромных промышленных труб без устали день и ночь валит дым. Да так, что гору, на которую мы забрались и с которой как на ладошке виден весь город, именно потому прозвали Лисьей: дым из заводских труб напоминает лисьи хвосты. Впрочем, кто-то говорит, что здесь всегда водилось много лис.
Здесь, на горе, в бывшей сторожевой башне, расположен самый маленький музей в России. Ему 200 лет. Была башня за эти годы и обсерваторией, и пожарной каланчой, и даже маяком. На 13 квадратных метрах экспозиции — круговая панорама Нижнего Тагила 1880-х годов.
На вершине горы вымощена пешеходная дорожка. Здесь любят гулять горожане и влюбленные парочки.
Еще одно место, в котором я бы советовала побывать, — «Демидовская дача», уникальный музейный комплекс на берегу пруда. Построенная в первой половине XIX века инженером Фотием Швецовым, за долги она была выкуплена Павлом Демидовым, так и закрепилось ее название. В советское время здесь были дом отдыха железнодорожников, техникум и даже детский сад.
А потом здание стало разваливаться: его размывало дождями, оно горело. По просьбам горожан оно было восстановлено в 2013 году усилиями бывшего мэра Сергея Носова. Сегодня здесь воссозданы интерьеры демидовских времен: старинная мебель, наряды, фарфор, кухонная утварь.
Титан. Для машин и для людей
Верхняя Салда — конечная точка нашего двухдневного маршрута. Салда — город-работяга. Из 40 тысяч жителей каждый третий работает на ВСМПО-АВИСМА — уникальном российском производстве, выпускающем титановые детали для самолетов и кораблей, нефтяной и газовой промышленности.
В каждом современном «боинге» и «аэробусе» есть частица труда салдинцев.
— Титан — удивительный материал. Он прочный, как сталь, но при этом в два раза легче. Он совместим с организмом человека и применяется для изготовления искусственных суставов.
Да-да, вы не ослышались! Здесь выпускают не только детали для двигателей Boeing, Airbus, Rolls Royce (список не полон), но и заготовки для штамповки коленных и тазобедренных суставов. Последние занимают в общем объеме 5–6%.
Знаете, как выглядит вынутый из печи титановый слиток, родитель всех запчастей? Это огромный стержень в несколько обхватов и высотой в два человеческих роста, переливающийся каким-то неоновым светом. Переливаясь всеми цветами радуги, слиток (а именно так называют заготовку) остывает до 350–400 градусов и снова отправляется в печь — на два, а то и три переплава.
Плавится титан в абсолютном вакууме — как в космосе, при температуре 1800 градусов. И это взрывоопасный процесс. Кстати, на ВСМПО-АВИСМА — самый большой плавильный цех в мире по количеству плавильных печей, их здесь 48. Ну а дальше слиток отправляется на множество переделов в других цехах ВСМПО, которые мы едва посмотрели за полдня. Вот такой размах!
Хорошо, что в случае с ВСМПО бизнес политике — не друг: до 70% титановой продукции уходит на экспорт в 49 стран мира, включая страны Европы, Америку, Китай и Канаду, а предприятие занимает лидирующие позиции на мировом рынке.
Кстати, на ВСМПО-АВИСМА очень нужны кадры, как рабочие, так и инженерные. Средняя заработная плата — 46 тысяч рублей.
Ну и, конечно, напоследок мы с удовольствием прошлись по самой Верхней Салде, городу, в который вкладывается предприятие: открытый и закрытый стадионы, круглогодичная ледовая арена, ФОК с бассейном и прекрасная новая школа.
Если заблудишься — Subaru вывезет
Партнерами нашего путешествия уже во второй раз стали официальные дилеры Subaru в Екатеринбурге НИККО МОТОРС и Субару Центр Екатеринбург Юг. Благодаря Subaru, мы всегда добирались туда, куда нужно. И даже если не всегда были уверены в точности маршрута, то в автомобилях — точно. К примеру, в Нижнем Тагиле наша машина «заблудилась» и «случайно забралась» (!) по крутому подъему на Лисью гору. Как выяснилось, дело в двигателе boxer, который делает центр тяжести автомобиля максимально низким и при этом оставляет манёвренность.
На этот раз я была пассажиром, но и в прошлый раз, как водитель, за два дня за рулем Subaru совершенно не устала. Хорошая шумоизоляция салона, возможность подключиться к мультимедийной системе с помощью Apple CarPlay, позволяющей болтать по телефону за рулем…
На обратном пути погода была отвратительной: повалил снег, и ехали мы уже в сумерках, но умная система EyeSight всегда предупреждала нас об опасностях и сходе с полосы. Так что до дома все добрались без приключений!
Вот такими насыщенными оказались два дня в компании коллег и профессиональной команды КП-Урал, которую я искренне благодарю за возможность новых открытий в местах, в которых не раз уже бывала, и за возможность побывать там, где даже не планировала.
Надеюсь, что и наши читатели воспользуются этим маршрутом. Главное, чтобы автомобиль не подвел и компания была прекрасная. Прямо как у нас.