— Часто бывает, что дорога к цели длится намного дольше, чем пребывание в пункте назначения. Расскажем о местах, после посещения которых изнурительный путь меркнет на фоне увиденного, а фото с поездки будут долго напоминать о путешествии.
Уральские виадуки
Время пути в одну сторону на машине — больше 3 часов.
Однажды, почитав про Красноуфимские виадуки на страничках уральских туристов в интернете, мы решили самостоятельно подобраться к этим величественным постройкам. Был снежный ноябрь.
За период с 1914 по 1918 годы в окрестностях Красноуфимска было построено 5 виадуков протяженностью 793 погонных сажени. Строили их, как и многие другие крупные объекты России этого периода, военнопленные.
Красноуфимские виадуки находятся в поселках Рябиновка, Саранинский завод, Пудлинговый, Чёрная речка и урочище Долгий мост. Мы собирались посетить все пять, но план пришлось нарушить.
Первым объектом стал мост у Саранинского завода. Под этим виадуком проходит дорога, где его можно разглядеть крупным планом. Однако забраться на мост нельзя, всё вокруг огорожено колючей проволокой, везде камеры.
Следующий виадук — Пудлинговый. Он величаво возвышался над посёлком, но нас вновь не подпустили к нему поближе. Дважды. Выяснилось, что мост был на реконструкции.
К следующему мосту, Чёрной речке, нам надо было ехать 10 км по лесной дороге. Световой день потихоньку подходил к концу, и мы решили развернуться.
Издалека увидели микроавтобус с туристами и отправились к ним. И не зря! Женщина-гид рассказала, что здесь больше смотреть нечего, и лучше бы проехать к Большому Сарсу, но это уже Пермский край.
Перспективы были нерадужными: уже начинало темнеть, а ехать предстояло вновь по лесному бездорожью около 30 километров. Однако обещан нам был самый крутой мост, который только можно себе представить. И мы спешно отправились в путь через Пудлинговый карьер. Виды замечательные: карьер, лес, пересечение границы Пермского края по бездорожью...
Асфальт начался в Ненастье. Так называется посёлок. Оттуда до Большого Сарса — рукой подать.
И вот мы у цели: забираемся в гору и тут же оказываемся у железной дороги.
Мост внушительный, старинный, красивый, и мы нисколечко не пожалели о том, что ехали сюда в тряске и по сумеркам.
Виадуки в Прикамье появились в начале XX века в связи с проведением железной дороги Казань — Екатеринбург. Работы начались в 1914 году, но строительство осложнялось неровным рельефом, и инженеры решили возвести в холмистых местах мосты-виадуки.
Всего в Пермской губернии, включавшей в начале века Свердловскую область, было построено семь виадуков: два в Октябрьском районе возле поселков Большой Сарс и Бартым и пять в Красноуфимском. После разделения областей пять красноуфимских виадуков оказались на территории Свердловской, а два — Пермской области.
Стемнело, и мы, выждав очередной длиннющий поезд, поехали к машине. Попили чаю и под снегопад отправились домой. Сделанные фото нас очень порадовали.
Уральский Марс
Время пути на машине от Новоуральска — 2 часа 55 минут.
У меня есть блокнотик, в котором я записываю свои цели по путешествиям. Мёртвой записью в нём висел «Уральский Марс».
В конце октября мы всё же решили до туда доехать.
«Уральским Марсом» называют глиняный карьер рядом с Богдановичем. Ехать туда довольно далеко — 200 км — и долго. Поскольку выехали днём, а на улице стояла поздняя осень, то на месте мы оказались к закату, но это лишь сыграло нам на руку.
Официальное название «Уральского Марса» — Полдневский участок Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин. Занимает карьер площадь около 70 кв. км и является самым крупным по величине запасов на Среднем Урале. Схожесть с Марсом ему придают формы, в которых застывает глина, а также её цветовая гамма.
Разрабатываться карьер начал еще в XIX веке, однако объёмы были небольшими. Настоящая добыча глины началась в 1930 году, при постройке Богдановичского огнеупорного завода.
На этом месте рождаются классные идеи для фотосессии, поэтому рекомендуем взять с собой какой-нибудь подходящий реквизит. Мы, например, взяли противогаз, что придало нашим снимкам апокалиптичность.
Исчезнувшее Юго-Конёво
Время в пути от Новоуральска на машине — 3 часа.
В это увлекательное приключение мы отправились в конце июня. Мы — это я с мужем, екатеринбургский краевед Борис Майданик и его супруга Светлана. Это Челябинская область, известная своими живописными горами и озёрами. Однако отправились мы на поиски старых шахт и мест радиационных аварий.
Жертву радиационной катастрофы мы посетили в первую очередь. Это старинное село Юго-Конёво, от которого остался лишь мост через реку Синару и обломки белокаменной церкви.
Село было большим — протянулось вдоль реки примерно на семь километров, жили в нём свыше тысячи человек.
В каждом селе, как правило, должна быть церковь. В Юго-Конёво она появилась в 1819 году. Храм выстоял все беспорядки вокруг религии: не закрывался и не разрушался. Но теперь от него осталось немногое — кирпичики да старые венки с выцветшими иконками.
Неподалёку есть признаки обитания тут людей. Может, туристов. Может, тех, кто помнит село.
Что же произошло в Юго-Конёво? Ответ на этот вопрос написан на памятниках, установленных здесь в 2017 году.
После радиационной аварии на комбинате «Маяк» (расположенном в закрытом городе Челябинск-40, а ныне Озёрск), случившейся 29 сентября 1957 года, в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ. Они выпали на протяжении 300-350 км в северо-восточном направлении от места взрыва, накрыв Юго-Конёво, деревню Игиш, посёлок Конёвский Рудник, деревни Большое и Малое Трошково и многие другие населённые пункты.
Росатом утверждает, что 18 млн кюри осталось на промплощадке «Маяка», и только 2 млн кюри поднялись на несколько километров и за 11 часов, согласно направлению ветра, сформировали так называемый восточно-уральский радиоактивный след. Эта ЧС произошла за 29 лет до Чернобыля и держалась в тайне аж до 90-х годов.
Было отселено более двух десятков населённых пунктов. Дома снесли, землю перекопали бульдозерами, поля засадили соснами. СМИ пишут, что никто из выселяемых не знал истинных причин происходящего. Закрытой была информация и о том, куда именно переселялись жители «грязных» деревень.
Сейчас на месте Юго-Конёво — большая поляна, заросшая высокой травой. И памятники. Не только жертвам радиации, но и жертвам гражданской войны.
Лучше всего сохранился старинный двухарочный каменный мост через Синару, прозванный Мостом Любви. Здесь проходил тракт, связывавший станцию Маук Челябинской железной дороги со станцией Баженово Тюменской железнодорожной линии.
В 1930-е годы рядом с Юго-Конёво нашли крупное месторождение вольфрама, и было основано Юго-Коневское вольфрамовое рудоуправление. Руины шахт сохранились до сих пор, и мы там побродили. Однако спускаться в эти шахты очень опасно.