Культура

Театру — 70!

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Андрей Костюшкин
Андрей Костюшкин директор ТМДК

— Театр в небольшом городе является центром культурной жизни.

Конечно, у нас ситуация иная, чем в «миллионниках», и тем сложнее наши задачи. Ведь если в крупных городах есть опера, балет, драма и много чего еще, то нам приходится сочетать разные направления, чтобы обеспечить запросы всех слоев населения.

И мы справляемся: на премьеры ТМДК уже за месяц не достать билетов! Это говорит о том, что новоуральцы ждут встреч с театром, для них это большое событие.

Вообще, театр учит чувствовать и сопереживать. Это непросто... Но это те самые чувства, которые человек испытывает, когда, например, влюблен. Бывает, тяжело признаться, открыться любимому. Но если он преодолевает себя, становится счастлив. Так и с театром: энергетика его — живая, ее не сравнить с кино и интерактивными развлечениями. Это именно то самое живое общение, без которого человек не будет человеком.

Этого общения не хватает сегодня. Поэтому в стране происходит настоящий театральный ренессанс, и наша задача заключается в пробуждении у зрителя эмоций, способности самостоятельно анализировать увиденное. Соглашаться или нет — другой вопрос, главное — не быть равнодушным!

К нам на спектакли сегодня приходит много молодежи. Это говорит о том, что несмотря на цифровизацию всего, что только можно, молодые люди готовы и хотят воспринимать истинные культурные ценности. С ними просто нужно уметь находить общий язык.

Конечно, конкурировать с современными кинотеатрами и стадионами театр не сможет никогда, да этого и не нужно. К нам стремятся не за зрелищем и спецэффектами, копирующими друг друга от фильма к фильму. Приходят прежде всего за общением, эмоциональной зарядкой и просто отдыхом, чего в современном ритме жизни очень не хватает.

По просьбам атомщиков, по приказу Сталина

Театр в засекреченном населенном пункте — будущем Новоуральске — появился по инициативе творческой и научной интеллигенции города, работников строящегося Уральского электрохимического комбината. Постановление Совета Министров СССР от 6 апреля 1950 года, подписанное лично И. В. Сталиным, гласит: «В части улучшения культурно-просветительского обслуживания обязать Главпромстрой Министерства внутренних дел СССР, Стройуправление МВД, Главстрой СССР и Уральскую базу технического снабжения закончить строительство и ввести в действие к 1 ноября 1951 года театр на 700 мест».

Трудно поверить, но построен театр был всего за 11 месяцев и открылся 5 ноября 1951 года спектаклем «Счастье», прославляющим советский строй и любимого вождя.

Владимир Пухарев, заслуженный артист России:
Владимир Пухарев, заслуженный артист России:
— Для молодого артиста из Томска попасть в засекреченный город оказалось поначалу серьезным испытанием. Но уже скоро я понял, насколько любим здесь театр — билетов на спектакли было не достать! И это, в принципе, неудивительно, поскольку директор Александр Яковлев собрал настоящую коллекцию блистательных артистов. Я быстро влился в коллектив, зритель меня хорошо принял. Город жил тогда насыщенной культурной жизнью, центром которой был наш театр.

Театр изначально был музыкально-драматическим. Первый директор Павел Пузанов прекрасно понимал будущие творческие сложности: чтобы успешно работать в закрытом городе с постоянной зрительской аудиторией, нужно располагать обширным, постоянно обновляющимся репертуаром. Поэтому в труппу, для успешного её становления, прислали лучших специалистов и артистов из Ленинграда и Москвы.

В течение многих лет на сцене театра шли и драматические, и музыкальные спектакли: сценические воплощения произведений А. Островского, М. Горького, И. Тургенева, М. Шолохова пользовались у зрителей не меньшим успехом, чем оперетты И. Кальмана, И. Штрауса, Ф. Легара, И. Дунаевского. Всего с 1951-го по 1968 год коллективом театра было поставлено 175 спектаклей. И всегда зал был переполнен!


Её величество Оперетта!

В 1968 году театр был преобразован в Свердловский областной театр оперетты. Спектакль Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты» открыл его творческий сезон уже в новом качестве. Директором был назначен Анатолий Яковлев, руководивший театром до 1981 года.

С его приходом на нашей сцене появилось целое созвездие талантливых актеров, которые украшали театр в 70-80-е годы.

Среди них: Леонид Житков, Валерий Горелов, Лариса Шакун, Вячеслав Сердюков, Тамара Акулич, Юрий Руденко. Народная артистка России Ираида Лихачева-Кунина, заслуженные артисты России Александр Хорст и Александр Гаврилов стали впоследствии почётными гражданами города.

Владимир РОЗИН, заслуженный артист России:
Владимир РОЗИН, заслуженный артист России:
— Я большую часть жизни проработал в этом театре, начинал как артист хора и вырос до заслужен-ного артиста России. Я сыграл больше 200 ролей и почти всю свою творческую жизнь провел на но-воуральской сцене. ТМДК я могу пожелать еще больше прекрасных спектаклей, и чтобы шли они каждый день! И чтобы зал всегда был полон!

Классическая оперетта долгие годы являлась ведущим жанром репертуара. В театре работали лучшие режиссеры того времени: К. Васильев, А. Кордунер, Б. Бруштейн, В. Курочкин. Самый громкий успех выпал на долю музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке».

Спектакль шел на сцене театра более 20 лет. Как балетмейстер-постановщик в нем дебютировал Александр Хорст (впоследствии в качестве главного балетмейстера он поставил в театре более 150 спектаклей и 200 концертов). Многие поклонники театрального искусства считают этот период «золотым веком» в истории нашего театра.

Рукоплескали зрители Берлина и Познани

В 1993 году театр был переименован в муниципальный Театр оперетты Урала. Его возглавила директор Глафира Мишланова. Именно в это время — перестройки и гласности — творческий коллектив получил возможность заявить о себе как о серьезном конкуренте на театральных площадках страны и даже за ее пределами.

Тогда состоялись международные гастроли театра под руководством главного режиссера Валерия Долганова: зрители Германии и Польши восторженно принимали уральских артистов. Успех в Берлине и Познани придал труппе уверенности в своих силах.

В 1997 году выступление наших солистов на международном конкурсе артистов оперетты в Одессе заставило говорить о театре из Новоуральска даже самых маститых театральных критиков.

А еще через год Конгресс интеллигенции России наградил коллектив Театра оперетты Урала золотой медалью им. академика Д.С. Лихачева. Он был назван лучшим музыкальным театром года в рамках проходившего тогда конкурса «Окно в Россию».

Ирина СУМСКАЯ, солистка:
Ирина СУМСКАЯ, солистка:
— Сцена ТМДК подарила мне много ролей — характеров и судеб, которые можно прожить в одной-единственной данной мне жизни. Театр подарил счастье быть нужной. Иметь успех, авторитет, любовь и уважение коллег, зрителей. Именно здесь я получила множество профессиональных навыков, приобрела друзей. Благодаря этой сцене я имею престижные театральные награды. И сейчас осуществляется моя юношеская мечта — получить образование режиссёра музыкального театра.

В 2000 году на фестивале национальной театральной премии «Золотая маска» в число номинантов попал спектакль «Ах, высший свет!» в постановке Владимира Бородина. Работа была отмечена дипломом фестиваля и получила много лестных отзывов у столичных профессиональных критиков. Диплом фестиваля малых городов России, организованного Театром наций в Москве, — еще одна награда этого года.

Свое пятидесятилетие театр отметил большими гастролями в Москве, проходившими на сцене Российского академического молодежного театра, которые освещались телеканалом «Культура».


От драмы до мюзикла

2012 год — очередная веха в истории нашего театра: он получил новый статус и название — Театр музыки, драмы и комедии, тем самым расширив рамки своего творчества.

Тогда его возглавил самый молодой за всю историю директор Максим Секачев. При нем началась планомерная работа по обновлению парка технического оборудования в рамках федеральной программы «Культура малой родины» и, что особенно важно для успешности театра в современных реалиях, — изменение репертуарной политики.

Кирилл БУЗМАКОВ, дирижер Театра музыки, драмы и комедии:
Кирилл БУЗМАКОВ, дирижер Театра музыки, драмы и комедии:
— Я рад возможности ставить в ТМДК свои спектакли. Для меня сочинение музыки — как интересная игра. Я наслаждаюсь процессом и всегда испытываю, если можно так выразиться, спортивный интерес. Ну и, конечно, другая грань моей творческой жизни — это дирижирование. Практически это идеальный расклад для творческой личности. Ведь далеко не каждому автору удается писать музыку не в стол. Ценю это!

Как и все эти 70 лет, сегодня наш театр опирается в своем развитии на поддержку министерства культуры Свердловской области и отдела культуры администрации НГО в лице неравнодушного и талантливого руководителя Ирины Шаповаловой. Благодаря этому театр был и остается центром притяжения людей, неравнодушных к прекрасному. Не забудем и то, что здесь реализуются многие мероприятия программы «Территория культуры Росатома» — на сцене ТМДК блистают звезды международного уровня.

С 2020 года театром руководит Андрей Костюшкин. Молодое и амбициозное руководство решает вопросы обновления труппы и развития новых направлений. Реализуется масса интересных проектов. Наряду с традиционной опереттой играют мюзиклы, экспериментальные и драматические спектакли, на малом пространстве сцены проходят читки пьес в рамках проекта «Читай-театр», экскурсии по закулисью для всех желающих.


Юбиляр — всем театрам пример!

Итог этой разнообразной деятельности — признание заслуг ТМДК на профессиональном уровне. С 2015 года театр получил более десятка престижных наград свердловского областного конкурса театральных работ «Браво!». Нынче лауреатами, например, стали артисты Александр Кандалинцев и Ксения Чурсинова, награжденные за роли в спектакле «Летучая мышь».

Анна КОСТАРЕВА, артистка Театра музыки, драмы и комедии:
Анна КОСТАРЕВА, артистка Театра музыки, драмы и комедии:
— Я рада, что в ТМДК я соприкоснулась с самой престижной театральной наградой — «Золотой маской». Впервые это произошло, когда оперетта «Баядера», где я исполняла главную роль, попала в лонг-лист, а во второй — уже в качестве номинанта за главную женскую роль — Даренки в спектакле по сказам Павла Бажова. В моей жизни много счастливых совпадений. Например, Бажов, который в итоге и привел меня к «Золотой маске», — мой земляк. Я верю в судьбу и уверена, что наша встреча с новоуральским театром неслучайна!

Этот год вообще стал рекордным для театра по количеству фестивалей и наград. Главное событие здесь, конечно же, — национальная театральная премия «Золотая маска», где ТМДК была вручена специальная премия жюри музыкального театра «За нестандартность репертуарного мышления» (а вообще наш театр был отмечен сразу в девяти номинациях со спектаклями «Серебряное копытце» и «Широта»).

Затем в Санкт-Петербурге состоялись показы спектаклей, вошедших в афишу фестиваля «Арлекин». Музыкальная сказка «Серебряное копытце» собрала целый ворох призов в номинациях «лучшее музыкальное оформление», «лучшая работа хореографа» и «лучшая работа художника по костюмам»

В начале осени в ТМДК состоялись творческие лаборатории «Театра Наций» в рамках программы «Территория культуры Росатома». Итогом стали эскизы новых спектаклей, лучшие из которых предстоит доработать и представить на суд зрителей (напомним, что итогом прошлой лаборатории «Театра Наций» в ТМДК стал спектакль «Широта», номинированный на «Золотую маску» в специальной номинации «эксперимент»).

70 лет — это лишь очередной этап в судьбе нашего театра. Слаженность его коллектива и искренняя любовь зрителей дают надежду на то, что в следующие десятилетия Театр музыки, драмы и комедии будет лишь ярче раскрывать свой богатый потенциал и радовать всех неравнодушных к прекрасному новоуральцев.

Добавить комментарий

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ С НЕЙВОЙ

ГАУП СО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "НЕЙВА"

ЧИТАТЕЛЯМ И ПОДПИСЧИКАМ

© 1991-2021 Средство массовой информации (сетевое издание): NEYVA-NEWS.RU (12+). Главный редактор: Стрельцова Е.В.

Поиск