— Театр в небольшом городе является центром культурной жизни.
Конечно, у нас ситуация иная, чем в «миллионниках», и тем сложнее наши задачи. Ведь если в крупных городах есть опера, балет, драма и много чего еще, то нам приходится сочетать разные направления, чтобы обеспечить запросы всех слоев населения.
И мы справляемся: на премьеры ТМДК уже за месяц не достать билетов! Это говорит о том, что новоуральцы ждут встреч с театром, для них это большое событие.
Вообще, театр учит чувствовать и сопереживать. Это непросто... Но это те самые чувства, которые человек испытывает, когда, например, влюблен. Бывает, тяжело признаться, открыться любимому. Но если он преодолевает себя, становится счастлив. Так и с театром: энергетика его — живая, ее не сравнить с кино и интерактивными развлечениями. Это именно то самое живое общение, без которого человек не будет человеком.
Этого общения не хватает сегодня. Поэтому в стране происходит настоящий театральный ренессанс, и наша задача заключается в пробуждении у зрителя эмоций, способности самостоятельно анализировать увиденное. Соглашаться или нет — другой вопрос, главное — не быть равнодушным!
К нам на спектакли сегодня приходит много молодежи. Это говорит о том, что несмотря на цифровизацию всего, что только можно, молодые люди готовы и хотят воспринимать истинные культурные ценности. С ними просто нужно уметь находить общий язык.
Конечно, конкурировать с современными кинотеатрами и стадионами театр не сможет никогда, да этого и не нужно. К нам стремятся не за зрелищем и спецэффектами, копирующими друг друга от фильма к фильму. Приходят прежде всего за общением, эмоциональной зарядкой и просто отдыхом, чего в современном ритме жизни очень не хватает.
По просьбам атомщиков, по приказу Сталина
Театр в засекреченном населенном пункте — будущем Новоуральске — появился по инициативе творческой и научной интеллигенции города, работников строящегося Уральского электрохимического комбината. Постановление Совета Министров СССР от 6 апреля 1950 года, подписанное лично И. В. Сталиным, гласит: «В части улучшения культурно-просветительского обслуживания обязать Главпромстрой Министерства внутренних дел СССР, Стройуправление МВД, Главстрой СССР и Уральскую базу технического снабжения закончить строительство и ввести в действие к 1 ноября 1951 года театр на 700 мест».
Трудно поверить, но построен театр был всего за 11 месяцев и открылся 5 ноября 1951 года спектаклем «Счастье», прославляющим советский строй и любимого вождя.
Театр изначально был музыкально-драматическим. Первый директор Павел Пузанов прекрасно понимал будущие творческие сложности: чтобы успешно работать в закрытом городе с постоянной зрительской аудиторией, нужно располагать обширным, постоянно обновляющимся репертуаром. Поэтому в труппу, для успешного её становления, прислали лучших специалистов и артистов из Ленинграда и Москвы.
В течение многих лет на сцене театра шли и драматические, и музыкальные спектакли: сценические воплощения произведений А. Островского, М. Горького, И. Тургенева, М. Шолохова пользовались у зрителей не меньшим успехом, чем оперетты И. Кальмана, И. Штрауса, Ф. Легара, И. Дунаевского. Всего с 1951-го по 1968 год коллективом театра было поставлено 175 спектаклей. И всегда зал был переполнен!
Её величество Оперетта!
В 1968 году театр был преобразован в Свердловский областной театр оперетты. Спектакль Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты» открыл его творческий сезон уже в новом качестве. Директором был назначен Анатолий Яковлев, руководивший театром до 1981 года.
С его приходом на нашей сцене появилось целое созвездие талантливых актеров, которые украшали театр в 70-80-е годы.
Среди них: Леонид Житков, Валерий Горелов, Лариса Шакун, Вячеслав Сердюков, Тамара Акулич, Юрий Руденко. Народная артистка России Ираида Лихачева-Кунина, заслуженные артисты России Александр Хорст и Александр Гаврилов стали впоследствии почётными гражданами города.
Классическая оперетта долгие годы являлась ведущим жанром репертуара. В театре работали лучшие режиссеры того времени: К. Васильев, А. Кордунер, Б. Бруштейн, В. Курочкин. Самый громкий успех выпал на долю музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке».
Спектакль шел на сцене театра более 20 лет. Как балетмейстер-постановщик в нем дебютировал Александр Хорст (впоследствии в качестве главного балетмейстера он поставил в театре более 150 спектаклей и 200 концертов). Многие поклонники театрального искусства считают этот период «золотым веком» в истории нашего театра.
Рукоплескали зрители Берлина и Познани
В 1993 году театр был переименован в муниципальный Театр оперетты Урала. Его возглавила директор Глафира Мишланова. Именно в это время — перестройки и гласности — творческий коллектив получил возможность заявить о себе как о серьезном конкуренте на театральных площадках страны и даже за ее пределами.
Тогда состоялись международные гастроли театра под руководством главного режиссера Валерия Долганова: зрители Германии и Польши восторженно принимали уральских артистов. Успех в Берлине и Познани придал труппе уверенности в своих силах.
В 1997 году выступление наших солистов на международном конкурсе артистов оперетты в Одессе заставило говорить о театре из Новоуральска даже самых маститых театральных критиков.
А еще через год Конгресс интеллигенции России наградил коллектив Театра оперетты Урала золотой медалью им. академика Д.С. Лихачева. Он был назван лучшим музыкальным театром года в рамках проходившего тогда конкурса «Окно в Россию».
В 2000 году на фестивале национальной театральной премии «Золотая маска» в число номинантов попал спектакль «Ах, высший свет!» в постановке Владимира Бородина. Работа была отмечена дипломом фестиваля и получила много лестных отзывов у столичных профессиональных критиков. Диплом фестиваля малых городов России, организованного Театром наций в Москве, — еще одна награда этого года.
Свое пятидесятилетие театр отметил большими гастролями в Москве, проходившими на сцене Российского академического молодежного театра, которые освещались телеканалом «Культура».
От драмы до мюзикла
2012 год — очередная веха в истории нашего театра: он получил новый статус и название — Театр музыки, драмы и комедии, тем самым расширив рамки своего творчества.
Тогда его возглавил самый молодой за всю историю директор Максим Секачев. При нем началась планомерная работа по обновлению парка технического оборудования в рамках федеральной программы «Культура малой родины» и, что особенно важно для успешности театра в современных реалиях, — изменение репертуарной политики.
Как и все эти 70 лет, сегодня наш театр опирается в своем развитии на поддержку министерства культуры Свердловской области и отдела культуры администрации НГО в лице неравнодушного и талантливого руководителя Ирины Шаповаловой. Благодаря этому театр был и остается центром притяжения людей, неравнодушных к прекрасному. Не забудем и то, что здесь реализуются многие мероприятия программы «Территория культуры Росатома» — на сцене ТМДК блистают звезды международного уровня.
С 2020 года театром руководит Андрей Костюшкин. Молодое и амбициозное руководство решает вопросы обновления труппы и развития новых направлений. Реализуется масса интересных проектов. Наряду с традиционной опереттой играют мюзиклы, экспериментальные и драматические спектакли, на малом пространстве сцены проходят читки пьес в рамках проекта «Читай-театр», экскурсии по закулисью для всех желающих.
Юбиляр — всем театрам пример!
Итог этой разнообразной деятельности — признание заслуг ТМДК на профессиональном уровне. С 2015 года театр получил более десятка престижных наград свердловского областного конкурса театральных работ «Браво!». Нынче лауреатами, например, стали артисты Александр Кандалинцев и Ксения Чурсинова, награжденные за роли в спектакле «Летучая мышь».
Этот год вообще стал рекордным для театра по количеству фестивалей и наград. Главное событие здесь, конечно же, — национальная театральная премия «Золотая маска», где ТМДК была вручена специальная премия жюри музыкального театра «За нестандартность репертуарного мышления» (а вообще наш театр был отмечен сразу в девяти номинациях со спектаклями «Серебряное копытце» и «Широта»).
Затем в Санкт-Петербурге состоялись показы спектаклей, вошедших в афишу фестиваля «Арлекин». Музыкальная сказка «Серебряное копытце» собрала целый ворох призов в номинациях «лучшее музыкальное оформление», «лучшая работа хореографа» и «лучшая работа художника по костюмам»
В начале осени в ТМДК состоялись творческие лаборатории «Театра Наций» в рамках программы «Территория культуры Росатома». Итогом стали эскизы новых спектаклей, лучшие из которых предстоит доработать и представить на суд зрителей (напомним, что итогом прошлой лаборатории «Театра Наций» в ТМДК стал спектакль «Широта», номинированный на «Золотую маску» в специальной номинации «эксперимент»).
70 лет — это лишь очередной этап в судьбе нашего театра. Слаженность его коллектива и искренняя любовь зрителей дают надежду на то, что в следующие десятилетия Театр музыки, драмы и комедии будет лишь ярче раскрывать свой богатый потенциал и радовать всех неравнодушных к прекрасному новоуральцев.