Фонд президентских грантов выделил 1 миллион 980 тысяч рублей на развитие некоммерческого проекта «Школа уральской кадрили».
В Екатеринбурге участники Уральского фольклорного объединения «Фолкъ-Толкъ» создали уникальную для региона площадку, где можно научиться народному танцу. «Школа уральской кадрили» стала первым организованным клубом в Свердловской области, где проходят открытые уроки и встречи с фольклористами. Я побывал на репетиции танцоров и узнал, как увлечение истоками традиционной культуры переманивает молодёжь из соцсетей на новую площадку для общения.
Забытая уральская забава
Вроде бы на Урале ценят традиции: национальные костюмы, хоровое пение — всегда на виду на многочисленных фестивалях и выставках. Но народная хореография исчезла со сцены — остались только стилизован-ные танцы и балет. А как плясали простые крестьяне на Урале много лет назад, мало кто знает.
В области, конечно, существуют небольшие объединения энтузиастов, возрождающих забытые традиции, но организованный клуб, где регулярно проходят уроки кадрили, — только один. Чтобы меня посвятили в таинство этого старинного искусства, я пришёл на репетицию в «Школу уральской кадрили» в Екатеринбурге.
В концертном зале — два ряда танцоров в национальных костюмах, на краю сцены — гармонист. Первый аккорд, и пляска началась! Парни с девушками сходятся в пары, в пёстрой толпе мелькают косоворотки и сарафаны. Сапоги отбивают ритм, поёт гармошка, а девушки выкрикивают частушки. Вот это рейв! И никакого диджея не нужно! А танцевальные фигуры всё усложняются новыми элементами.
После выступления со сцены спустился один из танцоров, он же директор Уральского фольклорного объединения «Фолкъ-Толкъ» и создатель «Школы» Сергей Антонов. По его словам, проект только начал набирать обороты и сразу заинтересовал молодых людей.
— И это не случайно, — поделился Сергей. — Ведь главная цель народного танца — познакомиться и понять, подходит ли тебе человек, а потом создать пару или просто получить удовольствие от общения. Чем не альтернатива социальным сетям в интернете?!
Кадрёлки и кадрёлочки
Хотя слово «закадрить» этимологически совсем не связано с кадрилью, но именно во время танца раньше знакомились парни со своими будущими невестами.
Оказывается, кадриль (сокращённо от «контрданс») пришла к нам из Европы, где этот танец зародился ещё в Ренессанс и позже стал популярен в викторианскую эпоху. А на Руси в то время были распространены многофигурные хороводы, из них-то и развился народный танец.
— Кадриль в разных районах России танцевали по-разному, — рассказал соучредитель объединения, методист Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Вячеслав Печняк. — Уральские кадрёлки и кадрёлочки очень сложные по сравнению с танцевальными фигурами москвичей, например, или жителей Поволжья. Наш танец отличается множеством линейных элементов. Это связано с тем, что на Урале много плотин и мостов, где танцующие выстраивались в линии. Количество пар на одной плотине было не ограничено — танцуют все. И вы тоже попробуйте!
А что, я могу. Только вот вместо сапог на твёрдой подошве у меня — кроссовки. Но танцоры убедили, что можно обойтись и без традиционной обуви и одежды. Встаю в пару напротив улыбчивой девушки в расшитом сарафане и платке. Гармошка задаёт ритм, впереди танцоры чеканят дробь каблуками, а мы стараемся повторять за ними: кружимся, притопываем и мчимся сквозь «ручеёк» из рук, а потом ждём, когда до нас снова дойдёт очередь. Ноги меня не слушаются, а в голове сложно удержать замудрённые элементы танца. Оказывается, кадриль — зарядка на весь день не хуже фитнеса.
Пляски на улицах и семинары от фольклористов
По словам создателей «Школы уральской кадрили», научить народному танцу можно любого новичка, однако профессиональное преподавание только встаёт на рельсы. Фонд президентских грантов поддержал проект, и теперь Вячеслав и Сергей со своей командой будут искать помещение для регулярных встреч в Екатеринбурге. Желающих поплясать набралось уже две группы.
— Раньше крестьяне просто смотрели и повторяли движения кадрили, — говорит Сергей Антонов. — А сей-час больше нет передачи опыта от поколения к поколению. Надеемся, теперь нам удастся возродить традицию: будем сами танцевать и учить новичков. Когда зритель видит танец вживую — он чувствует энергетику. Ещё важно, чтобы было как можно больше народа. Нельзя кадриль сплясать втроём или вчетвером. Должна быть среда, где люди, кому это интересно, чувствуют себя свободно.
Летом создатели проекта организуют гулянья на городских праздниках. Они уверены, что проект даст им-пульс открытию и других студий в уральской столице и области.
Кадриль доступна и актуальна всегда. И, кто знает, может быть, уже в ближайшем будущем шумные дискотеки выйдут из моды, а девушки от молодых людей будут получать sms: «А поехали на кадриль!» Почему бы и нет!
Фото Евгения Лобанова