Любая встреча с прекрасным для простого зрителя — это праздник! На сцене блистают солисты, звучит оркестр, удивляет головокружительными пируэтами балет. Но ведь за этим восхитительным действом скрыт труд множества людей, о которых мы мало что знаем.
Исправить эту несправедливость призван совместный проект отдела культуры администрации НГО и газеты «Нейва», который мы решили назвать «Невидимые герои культуры».
Все публикации
Театр чем-то напоминает фабрику с производственными цехами и складами готовой продукции. Не исключение и знакомый всем с детства театр кукол «Сказ». Давайте заглянем туда, где из пластика, дерева и красок рождаются яркие декорации и удивительные куклы, познакомимся с людьми, благодаря которым появляются замечательные спектакли.
Да будет звук, да будет свет!
Каждый, заходя в зрительный зал, обращал внимание на небольшую кабину, где мигают лампочки пультов: они предназначены для работы со световым и звуковым наполнением театрального действа.
Звукорежиссер Юрий Шипко в театре уже 46 лет. Говорит, пришел буквально с улицы. Играл на баяне, сочинял музыку, увлекался магнитофонами. А заведующим музыкальной частью в театре кукол был его старший брат — вот и предложил поработать. Начатый им спектакль «Часы с кукушкой» Юрий Александрович в 1975 году успешно закончил, он и стал его путевкой в профессию.
В 90-е годы пришлось все фонограммы оцифровывать, поскольку звук теперь шел уже с мини-дисков. Но только с 2006 года, после реконструкции театра и приобретения самой современной аудиотехники, звуковое сопровождение спектаклей в «Сказе» вышло на достойный уровень. Наш герой, кстати, довольно легко освоился с компьютером, поскольку интересовался его возможностями уже давно. А они оказались впечатляющими: взять хотя бы монтаж фонограмм! Ну и работать с различными видами микрофонов тоже стало удобнее.
Свет в спектакле не менее важен. Правильно подобранные цветные фильтры смогут преобразить даже невзрачные декорации.
Отвечает за него в «Сказе» Елена Мирошкина. 30 лет назад она вместе с мужем, будущим заслуженным артистом России Александром Мирошкиным, приехала из Озерска. Там училась у настоящих мастеров своего дела, узнавала от них азы профессии: что такое фронтальный свет, контровой, прострельный… Как его правильно установить, ведь на каждый спектакль свой свет нужно было продумать от начала и до конца.
Потом и тут техника постепенно стала совершенствоваться: вместо громоздких прожекторов появились более современные фонари, лампы — галогеновые, светодиодные... Наша героиня сама всю эту технику осваивала. И не напрасно: теперь можно, например, прямо во время спектакля поменять свет или ширину луча — зрелищность, конечно, только выигрывает!
А еще здесь работает Александр Щекотуров — главный инженер-электрик театра, он занимается обслуживанием всего электрооборудования. И при создании спектакля его роль тоже важна — он ответственный за выносной свет. Это всевозможные огоньки, фонарики, свечки… Все, что горит и мерцает непосредственно на сцене. Но при необходимости может он и целиком спектакль провести. Настоящий профессионал!
В мастерской Папы Карло
Художественные мастерские — сердце любого театра. «Сказ» недавно получил в свое распоряжение отремонтированное здание: там пахнет стружкой, клеем и красками.
На первом этаже расположились художник-декоратор Владимир Дубинский и инженер-конструктор кукол Сергей Махначев. Оба в профессии — больше десяти лет (Владимир Антонович еще и в столярном цехе театра оперетты успел поработать!). К ним поступают эскизы от главного художника Людмилы Гусаровой, и вскоре ее задумки начинают обретать осязаемый вид — горки, домики, деревья…
По словам Владимира Дубинского, помимо чисто эстетических задач ему приходится решать и более приземленные, но очень важные — сделать декорации безопасными, например. Чтобы артисты не травмировались ненароком. Ну и о монтировщиках тоже подумать надо, им ведь все конструкции собирать-разбирать!
Благо, сейчас в обиходе множество новых легких материалов — пластик, поликарбонат. А Владимир Дубинский на все руки мастер — столяр, жестянщик, занимается покраской в своем гараже, когда выпадает свободный день. Любая работа у него спорится.
Владимир Дубинский - мастер-«многостаночник»
Куклами же занимается Сергей Махначев. Когда-то он трудился на стройке, умеет обращаться и с железом, и с деревом. Правда, в театре работа более тонкая и оттого трудная: вот приносит художник эскиз куклы, а мастер сразу понимает, из какого материала делать каркас, из чего руки-ноги. Еще ведь и в срок нужно уложиться — сделать куклу без механики в голове займет дня два, а с механикой — все четыре!
Но на стороне Сергея Николаевича — большой опыт. Он ведь когда-то специально ездил в Екатеринбург на семинары и учился тонкостям своего дела — какие есть особенности у гапитовых кукол, тростевых, у марионеток.
Целыми днями создает он новых героев для будущих спектаклей. А бывает, что кукла ломается и надо чинить. Или артист просит поменять что-то в уже готовой кукле — ну неудобно работать с ней! Тогда приходится разбирать, менять рукоять или регулировать длину тростей. Часто и сам он что-то придумывает в конструкции — работа у мастера действительно творческая!
В руках Сергея Махначева полетит и такая птица
Ярче краски, больше сказки!
Если подняться этажом выше, можно увидеть, как декорации и каркасы кукол обретают цвет и жизнь. Над этим тут трудятся художники-оформители Ольга Шипко и Ирина Мартынова, художник-бутафор Ирина Черных и художник-модельер Лилия Вилесова (последняя пришла в театр в прошлом году, у остальных стаж насчитывает десятилетия!).
Перед очередной постановкой собираются они на технический совет и решают — из чего будут головы кукол, какие пошить костюмы для артистов? Много ли нужно закупить синтепона, изолона, какие еще можно использовать материалы?
У каждой мастерицы здесь своя специализация: художники-оформители лепят головы из глины, Ирина Черных делает их формы из гипса, а потом из папье-маше. Отдает работу уже знакомому нам Сергею Махначеву, который создает гапит. На него художники нанизывают туловище, руки-ноги, швея обшивает уже готовую куклу.
Декорации тоже поднимают наверх. Здесь Ирина Черных офактуривает их, а остальные расписывают. И вот спектакль готов! Премьер через мастерские прошло, конечно, множество. Бывает, что и не вспомнить, для какого спектакля делали ту или иную куклу. Но о самых ярких — «Куда ты, жеребенок?», «Котенок на снегу», «Гадкий утенок», «Клоп» — художники говорят с большой теплотой.
Куклам спать пора
Есть в театральном закулисье еще одно помещение. Здесь куклы отдыхают после спектаклей. Какие-то будут востребованы совсем скоро, каким-то еще долго висеть на стойках и лежать в коробках. Заведующая костюмерной Мария Ашихмина хранит куклы и костюмы со всех 56 спектаклей действующего репертуара.
Есть, впрочем, спектакли-ветераны. Самая старая постановка — «Сказки в чемодане» — еще идет на радость маленьким зрителям. Вот кукла-марионетка — это скрипач из старого концертного номера. Она настолько трудная в обращении, что управляться с ней мог лишь такой мастер, как заслуженный артист России Алексей Шаманов. А спектаклю «Еще раз о Красной Шапочке» в этом году исполняется 30 лет. Скоро его будут торжественно поздравлять с этой датой!
Такая хорошая сохранность — не чудо. Просто в «Сказе» внимательно следят за сохранностью сказочных героев. Помещение костюмерной хорошо проветривается, прямые солнечные лучи гасят жалюзи. Есть стиральная машина, сушилка и утюг — все, что нужно для кукольного здоровья. Есть идея развесить старые куклы на стенах в коридоре, чтобы люди, приходя на экскурсию в мастерские, их видели. Думается, идея верная — они это заслужили!