Любая встреча с прекрасным для простого зрителя — это праздник! На сцене блистают солисты, звучит оркестр, удивляет головокружительными пируэтами балет. Но ведь за этим восхитительным действом скрыт труд множества людей, о которых мы мало что знаем.
Исправить эту несправедливость призван совместный проект отдела культуры администрации НГО и газеты «Нейва», который мы решили назвать «Невидимые герои культуры».
Все публикации проекта
Любой театр напоминает огромную фабрику — с производственными цехами и складами готовой продукции. Не исключение и наш Театр музыки, драмы и комедии.
Здесь в технических службах трудятся порядка 100 человек: инженеры, швеи, художники, бутафоры, монтировщики, звукорежиссеры, электрики, водители, инженеры… Про всех в одной статье и не расскажешь. Но о некоторых попробуем…
Короли и шуты... на вешалках
Ранее мы уже рассказывали вам о том, как мастерами из пошивочного цеха создаются великолепные костюмы. Ими восхищаются зрители, а артисты считают костюм чуть ли не самым важным в своей успешной работе над ролью.
Но премьера отгремела, все разошлись по домам, и до следующего спектакля костюмы будут храниться на специальном складе. Даже не на одном — таких помещений по всему театру несколько. Там аккуратными рядами развешаны камзолы и платья — несколько тысяч!
За их сохранностью следят работники костюмерного цеха. На них возложена еще одна, пожалуй, самая важная миссия: переодеть артистов во время спектакля. Это ведь только для глаз простого зрителя на сцене творится невероятное волшебство — вот герои танцуют на балу в классических фраках, ажурных платьях и шляпках со страусиными перьями, а через несколько минут они уже в домашних халатах пьют свой вечерний чай.
И никто не видит, конечно, как запыхавшиеся «короли» и «бродячие музыканты» выстраиваются в очередь перед костюмерным цехом. Здесь они попадают в руки Анны Елисеевой, Кирилла Григорьева и их коллег — всего в цехе работают шесть человек, ребята в основном молодые.
Быстро переодеть артистов — задача, которая может показаться простой только человеку несведущему. Вы просто представьте, что перед вами стоят несколько десятков артистов из хора и балета! И каждого нужно обслужить, ничего при этом не перепутав, а то ведь выйдет какой-нибудь Цыганский барон в наряде Бармалея из утреннего детского спектакля!
Смех смехом, а от слаженной работы костюмеров зависит судьба любой постановки. Какими профессиональными качествами нужно обладать, чтобы работать здесь? Начальник костюмерного цеха Яна Евсеева, за плечами которой многолетний опыт, говорит — усердием, трудолюбием, чистоплотностью. Создать костюм — великое искусство, а сохранить его в целости и затем вовремя облачить героя — великий труд!
Вместо магнитофона — компьютер
О работе звукорежиссера есть немало забавных анекдотов. К примеру: оркестр исполняет концерт Баха, а звукорежиссер хвастается перед приятелем: «Ну что Бах... Вот нажимаю кнопку на пульте — есть Бах, нажимаю снова — нет Баха!». Если честно, так оно ведь и есть, роль звукоцеха в театре сложно переоценить.
В ТМДК эту службу возглавляет Сергей Приходько — специалист опытный, работает с 1998 года. Под его началом находятся не менее грамотные ребята Игорь Медведев и Константин Черепанов.
Озвучка спектаклей, театральных гостиных, праздничных мероприятий — все на них! Когда-то это осуществлялось с помощью обычных кассетных магнитофонов, потом — мини-дисковых аппаратов. А сегодня парни работают с современными компьютерами и большим цифровым пультом.
Руководство театра, надо сказать, всегда очень трепетно относилось к новинкам, которые появлялись на рынке, и старалось обновлять парк.
Время идет вперед, и если раньше, скажем, приходилось записывать оркестр в зале и передавать по кабелю в студию, где шло уже сведение, то сейчас все это можно делать просто в компьютерной программе. И даже свести звук с видеоизображением — не проблема.
Ну и обычная работа над постановками перешла на новый уровень. После недавней реконструкции зала место звукорежиссера — на балконе в зрительном зале, а не в комнатке за стеной, как было все эти годы. Полной звуковой картины тогда просто не слышали. Теперь — иное дело! Это заметно даже человеку, не обладающему музыкальным слухом.
Появилось и кое-что новое для артистов: микрофоны-петлицы, клеящиеся прямо на кожу, — много разных моделей. Так что слаженность в работе солистов и звукооператоров начинает играть еще более важную роль!
А вообще, звукоцех — это равноправный участник любой постановки. Здесь с самого начала работы обсуждают либретто с режиссером и дирижером-постановщиком, затем специалисты отбирают фонограммы, участвуют в репетициях. Хлеб их совсем не легок. Зато и успех каждой премьеры эти ребята со всей труппой делят по праву.
Свет как искусство
Начальник осветительного цеха ТМДК Антон Ежов в этом году номинирован на главную театральную премию «Золотая маска» за работу над спектаклем «Серебряное копытце»! Это ли не доказательство особой роли, которую играет цех в постановках театра? Хотя кто бы сомневался!
В службе трудятся еще четыре человека: Александра Серебряникова, Ирина Евстифеева, Владимир Гришаев, Кристина Валиева. Их задача — установка света для различных мероприятий, от монтажа проводов до непосредственной работы над спектаклем.
Зритель, конечно, видит, как гаснет перед увертюрой главная люстра — краса и гордость нашего театра, видит и световые башни, расположенные на балконах и прямо на сцене. Но это лишь малая часть задействованного оборудования — софитные подъёмы, левые и правые галереи…
Только специалисты знают, как, к примеру, начинают светиться сами декорации в ходе спектакля «Ледяной дворец», откуда появляется на сцене туман — зрелище потрясающее! А когда-то в театре были старые прожекторы, динамического освещения не существовало вообще, а в аппаратной стоял только советский пульт «Старт», 70-х еще годов.
Иная картина нынче: наличествует современный пульт с двумя мониторами (специально приезжал столичный специалист, проводил обучение!), есть софиты с вращающимися головками, диодные прожекторы, позволяющие создавать умопомрачительные световые эффекты прямо на сцене, есть даже оборудование для мыльных пузырей! Грех режиссеру не использовать такое богатство при постановке спектакля!
Вот и садятся Антон Ежов с режиссером и художником-постановщиком, обсуждают детали будущего действа. Затем каждому работнику цеха выдается техническое задание, где прописано, какие световые приборы и сколько их будет задействовано в постановке, где они устанавливаются. Проза жизни? А в итоге зрители видят удивительную картину, в которой каждый уголок сцены играет по-особенному. Свет в театре сродни кисти художника!
Пол в клетку и акриловые краски
Художники в театре — народ не просто талантливый, но весьма психически уравновешенный. Вот заходите вы к ним в мастерскую, а там — труп… Аккуратно так завернутый в саван. Да еще и не один! Конечно, вам потом объяснят, что это все бутафория, созданная специально для скорой премьеры спектакля «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес» (там же со стен замка Иф сколько умерших заключенных сбросили!). Но понимание всей глубины самоотверженного отношения к профессии работников цеха у вас точно останется.
Здесь трудятся девять мастеров. Кто-то, как художник-бутафор Яна Салимова, работает около 30 лет, кто-то, вроде художника-декоратора Елены Трушевой, пришел сравнительно недавно. Яна вспоминает, что когда поступила в театр, главным художником была Татьяна Мирова — о ее уникальном творческом почерке театралы наверняка могут рассказать молодым! Но в 90-е годы технология создания декораций была проста — анилин да гуашь с добавлением клея ПВА, чтобы краска не растекалась.
А сейчас им на смену пришли акриловые краски, пеноплекс и другие современные материалы. Хотя что-то из прежнего опыта востребовано в театре и по сей день.
Например, пол в мастерской художников расчерчен в крупную клетку. Как думаете, для чего? Люди старшего поколения, особенно женщины, помнят, как переводили выкройки модных костюмов на миллиметровую бумагу.
Это практически то же самое: главный художник Иван Мальгин выдает эскиз, и в мастерской его переносят в нужном масштабе на гигантский холст — так появляются декорации. А они все время разные, и это делает работу художников интересной.
Есть у них и спектакли-фавориты — у кого-то это детские сказки типа «Дюймовочки» или «Снежной королевы», а кому-то по душе новое оформление музыкальной комедии «Ханума». Но главное в профессии для них — это возможность творить. И реализовать в жизнь собственные технические идеи. Ведь только сами мастера знают, как воплотить в жизнь очередной гениальный замысел художника-постановщика!