Любая встреча с прекрасным для простого зрителя — это праздник! На сцене блистают солисты, звучит оркестр, удивляет головокружительными пируэтами балет. Но ведь за этим восхитительным действом скрыт труд множества людей, о которых мы мало что знаем.
Исправить эту несправедливость призван совместный проект отдела культуры администрации НГО и газеты «Нейва», который мы решили назвать «Невидимые герои культуры».
Все публикации проекта
Не отстают от них Яна Салимова, Анжела Колмычкова, Елена Трушева и Ольга Шаткова. Женская часть этого коллектива занята обшивкой каркаса конструкций, ваяет из папье-маше вазы и прочую утварь. Тут тоже приходится немало фантазировать.
По их воспоминаниям, очень трудным делом было «наколдовать» «ледяной» антураж для спектакля «Снежная королева». Пришлось создавать лед из полиэтилена — склеивали громадные куски и зашивали их прозрачной лентой. В итоге получились серебряный лес и сосульки, даже дома. И ничего удивительного — мастерицы здесь все с опытом, трудятся по 26 лет и больше.
Говорят, особенно нравится им работать именно над детскими спектаклями, а потом видеть, с каким неподдельным восторгом реагирует на их задумки детвора.
Универсальные солдаты театра
Службу машинистов сцены возглавляет Кирилл Черепанов, под его началом находятся восемь человек. И это самые преданные театру люди, честное слово! Ну, судите сами — у них наиболее физически тяжелая работа и хлопотная, к тому же приходят ребята в театр раньше всех, чтобы установить декорации на репетицию или спектакль, а уходят позже — все ведь нужно затем убрать.
Не забудем, что в их задачи входит перевозка декораций на склады, а также сборка и разборка на той площадке, где играют сегодня артисты — допустим, на гастролях в заснеженной Тюмени!
А еще они и сами иногда появляются на сцене, когда нужно что-то передвинуть или поменять прямо во время спектакля — для них даже шьют специально костюмы, и тогда они являются самыми настоящими участниками театрального действа.
Их работа, кроме сложной, еще и очень ответственная — ведь это они в ответе за безопасность тех, кто находится на сцене, поскольку декорации весят достаточно много — деревянные и железные. Они управляют лебедками, подъемными механизмами.
Ну а если что-то неожиданно сломается прямо перед представлением? Что ж, не зря машинистов сцены называют в театре «универсальными солдатами» — быстренько все починят. Трудно заинтересовать людей, чтобы они пришли и остались в театре на такой работе. Тем не менее текучки в службе нет уже давно.
По словам Кирилла Черепанова, за год новичок втягивается в работу, и то, что раньше казалось невозможным, становится для него обычным делом. А скучной жизнь в закулисье точно не назовешь.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Яркие костюмы — неотделимая часть волшебства в театре. Их вид зарождается в воображении художника, а в реальность они воплощаются за дверями пошивочного цеха.
Как вы думаете, сколько изделий нужно изготовить только для одного спектакля? Порядка двухсот! Не верите? Ну, пожалуйста: в скорой премьере «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес» у артистов будет аж три переодевания! А «Ледяной дворец», по словам художника-модельера Ирины Шиховой, был еще масштабнее. И этот громадный труд ложится на плечи всего 11 швей! Правда, очень опытных и креативных.
Здесь есть сотрудницы, которые работают уже 25 лет — это Елена Яковлева, Наталья Варанкина, Елена Зудова, Татьяна Кожевникова. Да и остальные им не уступают в умении решать самые сложные задачи. В цехе разрабатывают костюмы по эскизам художника-постановщика, спорят, но в итоге находят самые оптимальные решения.
Главный критерий — артисту должно быть в костюме комфортно, и, конечно, из зрительного зала он должен смотреться как влитой. Кто-то шьет мужские костюмы, кто-то женские. Разница в технологии ведь очень большая — фигуры разные, соответственно, разнятся крой и посадка изделия. Кстати, на каждого артиста здесь шьют костюм по индивидуальному эскизу.
И работа после премьеры в цехе не заканчивается — артисты худеют, полнеют, и костюмы нужно подгонять. Здесь одинаково с душой трудятся перед каждым спектаклем или праздничным концертом. При необходимости могут за три дня сшить до пяти новых платьев — такой опыт есть. Что тут скажешь — настоящие профи!
Здесь варят… усы!
Артист без грима — ноль. Это аксиома! Благодаря труду гримеров обычное лицо, на которое вы, возможно, и внимания на улице не обратите, начинает выглядеть из зрительного зала либо обаятельным, либо совсем наоборот — зависит от роли. Этими превращениями в нашем театре уже около 40 лет занимаются Лариса Ковалева, Татьяна Тараненко, Людмила Можняк под руководством не менее опытной Ирины Шатковой.
Как она говорит, артисты старшего поколения в их услугах нуждаются гораздо меньше — раньше в театральных вузах студентов учили гримироваться. Сейчас ситуация иная, и молодежь перед спектаклем спешит попасть в заботливые руки мастеров. Сделать из молодого человека глубокого старца им ничего не стоит. Вблизи это новое лицо будет выглядеть грубовато, а вот из зала — в самый раз. Ну так ведь не в кино же сниматься, требования тут другие.
Здесь же изготавливают парики. Вернее, раньше было так, а сейчас их приобретают и доводят до нужной кондиции по эскизу художника-постановщика — завивают, например. Бывает, их нужно довольно много: на спектакль «Ледяной дворец» потребовалось примерно 30 париков.
Отдельная забота — закрепить их, чтобы во время, скажем, лихого танца не сползали с разгоряченных голов артистов балета. Те, бывает, на сцене такие кренделя выдают, колесом ходят! А еще наши гримеры делают накладные усы. Специальными крепами из отдельных волосков собирают усы разных фасонов. Есть тут свои особые секреты мастерства.
Кто бы мог подумать, что усы для того, чтобы они стали кудрявыми, нужно… сварить! Вот прямо как лапшу в кастрюльке — другой технологии для завивки усов нет! Такая увлекательная работа у театральных гримеров. Правда ведь, настоящие волшебники?!
Фото Юрия ДОРОНИНА